Впечатление от выставки у меня чудовищное, потому что это модель нашего будущего официоза. Это очевидно и по составу спонсоров, и по тому, как эта выставка преподносится.
Это новая казенная идеологема, которая на самом деле совершенно не новая и заключается в том, что монархия для России – спасение. И, собственно, русским человеком может называться только монархист. Русский человек, который хотел бы другого политического порядка, - он как бы уже и не русский, и он не только враг политической системы, но и враг России. Мы это очень отчетливо по этой выставке видим. Нет политических оппонентов, есть враги России, и все, кто выступал за либерализацию политической системы, немедленно зачисляются во враги и иностранные агенты.
Выставка эта антиисторическая - она несовместима с тем, что знает историческая наука о российском прошлом. К научному знанию эта выставка не имеет ни малейшего отношения. Ведь известно, что воцарение Романовых в 1613 году было компромиссом между двумя лагерями, которые сражались в эпоху Смуты. Это была гражданская война в русском обществе. И борьба шла за укрепление или отмену опричного порядка. Речь идет не об опричном войске, а о том юридически очень важном институте, который был воплощен в опричнине и сделал русское самодержавие деспотическим. Я говорю о том элементе опричного права, который давал монарху право бессудной казни. За отмену этого опричного порядка и велась война в эпоху Смуты - и вот когда пришли Романовы, которые обещали править с учетом Земского собора и опричный порядок не восстанавливать.
В рамках же этой выставки оказывается, что русский народ совершенно не обставлял воцарение Романовых никакими условиями, что не было никакого Земского собора и что все, чего русский народ достиг, случилось благодаря монархии. Много прямо гадких деталей: когда декабристам приписывается сотрудничество с какими-то еврейскими организациями, которых тогда и в природе не было.
На выставке представлен полный набор шаблонов обыденного сознания. Но только раньше так себе историю России представляли бабульки, лузгающие семечки перед подъездом, а теперь на основании этого мракобесия будет выстроена сложная картина нашего прошлого. Это грустно.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»