Heavy Metal. Групповая выставка
25.10.2013 | Арт
Клацанье и клёцкиГэги Вурма – это такое милое похлопывание по плечу, шутка на фуршете
Когда-то Марат Гельман назвал большой передвижной проект своей галереи «Русское бедное». Это был внушительный смотр отечественного искусства последних лет, отзывчивый к идее сермяжной простоты и честности формы и мысли. Две подготовленные галереей Риджина выставки в арт-центре Винзавод подхватывают тему национальной идентификации совриска.
В Цехе Красного открыта экспозиция «Abstract Abstruse / Трусливый трактор» статусного шутника мирового арт-истеблишмента Эрвина Вурма. Несколько лет назад той же Риджиной была организована выставка именитого австрийца в московском Центральном доме художника. Тогда приходилось писать о том, что Вурм мастер создавать антиклассические, в пику кантианской логике «вещи не в себе». Кинетические макеты домов у него страдают одышкой ожирения, машины изгибаются змеями и занимаются акробатикой, мебель прессуется в бутерброды, твари живут согласно песне «сделать хотел утюг – слон получился вдруг». Режиссируя свой театр «с приветом», Вурм сбивает с толку, нарушает логику именно там, где подвоха совершенно не ждёшь.
На новой выставке герои чуть поскромнее: домов, катеров, машин нет. Имеется живопись, пародирующая абстрактный экспрессионизм, где силовыми линиями композиции становятся приклеенные к холсту галстуки от известных торговых марок Germes, Gucci, Dolce & Gabbana. Остроумный ход: мировой абстракционизм давно апроприирован обществом потребления и украшает дорогие буржуазные апартаменты и офисы, куда приходят люди в таких вот галстуках. Товар – деньги – товар.
На постаментах стоят скульптуры сосисок и сарделек, которые тоже корчат из себя шедевры абстракции из дорогих галерей и салонов. Пыжатся и модно изгибаются, приглашая купить себя, маленькие макеты дизайнерских домиков. Доска с круглым отверстием надета на лысину маленького скульптурного Ленина. На доске стоит стакан.
Все эти визуальные гэги очень легко идентифицировать с магистральным трендом критики консюмеризма посредством абсурдистского демонтажа ставших дорогими брендами ценностей. Однако в сравнении с предыдущей выставкой в ЦДХ, где покорял монументальный размах аттракционов и несомненное пластическое качество мысли Вурма, новая выставка вышла более предсказуемой и скучной. Все проблемные места его ноу-хау обозначились рельефно. Главная проблема: очевидна игра в поддавки с тем же самым сытым буржуазным миром. Гэги Вурма – это такое милое похлопывание по плечу, шутка на фуршете, скорее, тешащая самолюбие тех, кого когда-то называли «толстосумами». Для того, чтобы критика обрела подлинную эмоцию и чувство, работам явно не хватает искренности и драйва. Они во многом симулятивны и отлично вписались бы в какой-нибудь мультяшный рекламный ролик дорогой фирмы. Да тех же продуктов питания, по типу того, как гримасничают с телеэкранов в рекламе жвачки пончики, пирожки и кофейные стаканы. Если в России много апологетов русского бедного, то Эрвин Вурм хранитель австрийского сытого. Он варит свой бульон с весёлыми клёцками.
Напротив объектов Эрвина Вурма в подземном ангаре Большого винохранилища Винзавода вместо клёцок слышатся устрашающие клацанье, лязг и скрип. Это звуки выставки Heavy Metal, которая благодаря той же Риджине объединила под кураторством Егора Кошелева россиян молодого поколения. В обшарпанных, похожих на древние катакомбы чуланах живут своей жизнью странные объекты, так или иначе ассоциирующиеся с субкультурой тяжёлого рока 70–90-х. Егор Кошелев считает это время территорией свободы и независимости, спутники которых в случае с Heavy Metal – угар, чернуха, депресняк и алкотрэш.
На удивление, такая по замыслу радикально анархистская тема стала поводом очень дисциплинированной, отлично инсталлированной и талантливой выставки. В каждом из выходящих в общий коридор чуланов со средневековыми сводами живёт проект – вариация на заданную субкультурную тему. Группа «Еликука» наглядно, с помощью гигантской скульптуры, демонстрирует важность использования против целлюлита металлических монет на ягодицах. Григорий Ющенко в гигантских фресковых комиксах показал, как добрая хеви-музыка творчески воздействует на население нашей страны. Валерий Чтак в своей каморке, куда заглянуть можно только через щель, устроил концерт с отличной рок-музыкой, разыгрываемый двумя скелетами в чёрном. Сильную по эмоции и пластической суггестии абстракцию на тему «металла» и (или) из металла показали Иван Горшков, Ольга Шаповалова, Влад Кульков, Владимир Логутов…
Вроде бы вектор во многом иронической деконструкции ценностей «среднестатистического обывателя» (как выражается куратор Егор Кошелев) схож с вурмовским. Ан – не совсем. У российских молодых всё весомее, грубее, брутальнее и искренне. Они не играют в поддавки и на тему, они с мясом вырывают из себя кусок своей собственной жизни. Это их опыт, их диалог с миром, их не желающий быть стилизацией и притворством юмор. Потому, например, пластическая heavy-абстракция у них не пародийной природы, а первородной. Вследствие чего даже в её брутальности очевидна живая страсть, энергия и прорыв к той универсальной красоте мира, которая без искренности посыла невозможна.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.