США, 2013
10.09.2013 | Кино
Президент с гранатометомПосле «Штурма Белого Дома» понимаешь, что сила режиссера Роланда Эммериха — в его восхитительном бесстыдстве
Немец Роланд Эммерих давно заслужил славу главного разрушителя Америки, а заодно американского патриота номер один. Он разрушал Америку в «Дне независимости», «Годзилле», «Послезавтра», «2012». И в этих же фильмах регулярно отстаивал американские ценности.
Еще Эммерих зарекомендовал себя как главный кинохалтурщик современности. Два его наивысших в кавычках достижения, о которых я неоднократно упоминал, — кабина инопланетного звездолета, кресло и пульт управления которого приспособлены под человеческие зад и руки, хотя инопланетяне представляют собой помесь моллюска с тараканом и рук с задом не имеют (это из «Дня независимости»). И Годзилла, размеры которой меняются в зависимости от потребностей сюжета — то она размером с небоскреб, то легко ныряет в узкие тоннели метро.
После всего этого на «Штурм Белого Дома» Эммериха идешь с естественным скепсисом. Его усиливает то, что сюжет фильма напоминает о другом недавно вышедшем боевике — «Падении Олимпа». Там террористы тоже атаковали Белый Дом, захватили американского президента, и его тоже спасал спецназовец-неудачник. И что? Не поверите: смотришь фильм Эммериха — и испытываешь неподдельный восторг. Именно так, ребята (обращаюсь конкретно к тем отечественным режиссерам-неумехам, которые мечтают о коммерческом успехе), и надо делать блокбастеры.
О чем это
О том, что спецназовец из охраны вашингтонского Капитолия — актер Ченнинг Тейтум — решает повысить свой статус и перейти в службу президента США. Потому что патриот. И потому, что его 11-летняя дочь, с которой он теряет контакт после развода (дочь живет с экс-женой), и вовсе фанатичная поклонница американского президента и знаток истории Белого Дома. Во время школьного конкурса талантов дочь демонстрировала умение размахивать американским флагом — навык, понятно, пригодится в финале фильма. В «Штурме белого Дома» все сделано по шаблонам. Сначала полчаса знакомства с персонажами, потом полтора часа непрерывного экшена
На собеседовании в Белом Доме спецназовцу, однако, отказывают. Не горазд — по разным причинам. Отказывает бывшая любовница — актриса Мегги Джилленхаал: она в охране президента человек номер два. Спецназовец не в силах огорчить дочь, приехавшую на собеседование вместе с ним. Он врет, будто его взяли. Во время экскурсии по Белому Дому дочь по счастливой случайности сталкивается с самим президентом-афроамериканцем (прямолинейный намек на Обаму), которого изображает афроголливудец Джейми Фокс. Эммерих не забывает и про себя: во время экскурсии гид напоминает, что центральная часть Белого Дома была взорвана на экране в его фильме «День независимости».
Тут-то все и начинается. Белый Дом молниеносно захватывают террористы, которые — что политкорректно — являются белыми ультрапатриотами. Они оппозиционеры-социопаты, давно ведущие кампанию против президента в соцсетях. Они вдобавок чаянно или нет работают на военно-промышленный комплекс, недовольный инициативами президента оставить в покое арабский мир. Охрана молниеносно перебита. Президент взят в плен. Ядерный чемоданчик отнят. Как такое могло случиться? — спросите вы. Подлое предательство! — отвечает вам Эммерих.
Но в дело вступают не принятый на службу спецназовец и его патриотически настроенная дочь. Первое лицо государства тоже успешно берется за оружие, как уже брался в «Дне независимости» того же Эммериха и «Самолете президента» Вольфганга Петерсена (интересно, почему все самые патриотические голливудские блокбастеры снимают легионеры, причем немецкой национальности? У кого-нибудь есть ответ?).
Как вы полагаете, удастся ли героям предотвратить вселенскую катастрофу (ядерные ракеты уже нацелены на Россию, что вызовет ответный удар) ровно за секунду до апокалиптического старта?
Что в этом хорошего
В «Штурме Белого Дома» все сделано по шаблонам. Иногда кажется, что пародия на фильм Эммериха была снята еще в середине 1990-х: Тим Бертон, «Марс атакует!». Сначала полчаса знакомства с персонажами, чтобы мы знали, кому и зачем сопереживать. Потом полтора часа непрерывного экшена. Компьютерщик врагов (очередной штамп) — гений-извращенец. Начальник охраны президента работает последний день перед выходом на пенсию (киноманы обратят внимание на то, кто именно изображает начальника охраны, спроецируют догадку на прежние работы знаменитого актера — и не ошибутся).
Многое сперто из первого «Крепкого орешка». Главный персонаж долго в одиночку сражается с вооруженными до зубов негодяями в пространстве большого здания. Точно так же использует лифты и пожарную сигнализацию (поджигая ее, чтобы вызвать дождь внутри и подмогу извне). У него тоже есть слабое место: в руках заложников находится его любимая (в «Крепком орешке» была жена, тут — дочь). Террористы ее распознают точно так же — с помощью ведущих прямой репортаж тупых телевизионщиков, дающих мерзавцам информацию о том, чего они не знали. И так же используют ради шантажа, принуждая сопротивленца сложить оружие.
11-летняя дочь главного героя ведет себя в соответствии с другими шаблонами: Зои Космодемьянской и других комсомольцев-добровольцев из советских картин 1950-х. В «Штурме Белого Дома» вообще заметны отголоски сталинских картин про предателей и шпионов. Но «Крепкий орешек» для Эммериха куда более надежный ориентир.
Эммерих этого не скрывает. Не зря главный герой, стягивая с себя в какой-то момент все лишнее, оказывается в фирменной майке без плеч, какую носил Брюс Уиллис, носили все в СССР, а теперь не носит уже почти никто.
Много в фильме и фирменной дребедени а-ля Эммерих. Чего стоит одна только перестрелка в подвалах Белого Дома с использованием десятков автоматов, во время которой герой получает секретные коды для открытия потайных дверей по громкой связи из мобильника! Вы когда-нибудь стреляли из автомата? Я стрелял. И даже получил благодарность от командования за точные попадания. После соседних выстрелов, даже одиночных на природе, в ушах — тугие пробки. Теперь представьте перестрелку в подземелье из десятков автоматических дул: да голова должна лопнуть, а уши обязаны замкнуться навсегда! А он, подлец, спокойно трендит по громкой связи. И сам слышит. И его слышат.
Короче, «Штурм Белого Дома», даже не говоря о размахивании звездно-полосатым флагом, вроде бы обречен на побивание камнями.
Но захочется ли вам его побивать — большой вопрос. Эммерих — режиссер уникальный: он умеет выстроить эмоциональную линию фильма. Конструирует действие так, что вы начинаете искренне сопереживать героям, даже осознавая, что вас дурят, что все вокруг — калька.
Я задумался: в чем секрет такого эмоционального накала? И вдруг понял: в том, что Эммерих не боится банальности. В том, что он бесстыден. Там, где самые циничные голливудские режиссеры-коммерсанты стесняются, идут в обход, используют обводящий маневр, бьют по касательной, Эммерих бесстыдно прется напропалую — в самое сердце банальности, в самые открытые чувства. Прется в то, что именуют пошлостью. Бьет наотмашь.
Фактически он снимает треш — киномусор. Но сверхдорогостоящий: в случае со «Штурмом Белого Дома» — за 150 млн долларов.
И выигрывает ведь.
Вам показалось, что я фильм разругал?
Да он мне очень понравился!
Наш вариант рекламного слогана
Настоящему президенту мало ядерного чемоданчика. Ему еще нужен пистолет с гранатометом.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.