Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

09.10.2013 | Арт

Память в штопаных носках

Уже седьмой год подряд, в самый пик межсезонья, в августе, ГЦСИ проводит фестиваль коллекций современного искусства

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) – самая уважаемая институция contemporary art в Москве. Потому для неё очень важно честно предъявить сам процесс своей деятельности, работать не в режиме музейного архива или шоу аттракционов, а в режиме арт-лаборатории, в которой даже комплектование фондов и логика их соответствия теме contemporary должны выноситься на суд зрителя, становиться темой общественного обсуждения.

Именно поэтому уже седьмой год подряд, в самый пик межсезонья, в августе, ГЦСИ проводит фестиваль коллекций современного искусства.

Лейтмотив фестиваля: соотношение коллекционера (им может быть и частное лицо, и институция) с процессом художественной жизни, интерпретация собрания в качестве ещё одной конструктивной детали, формирующей здание под названием «Contemporary Art».

В этом плане замечательно, что фестиваль так или иначе реагирует на новые тенденции понимания идеи истории современного искусства. В разные годы зрителю она представала и в форме классического архива, собранного согласно принципу хронологии (коллекции музея-заповедника «Царицыно»), и согласно принципу blow up одной темы, данной словно бы под микроскопом (архив московского концептуализма, собранный Германом Титовым).

Сегодня режиссура иная. Её внятно артикулировал гуру неофициального искусства 90-х Сергей Шутов. Показ своей коллекции он назвал «Контейнеры, пакеты, цистерны, мемории». В авангардном по живой пластике пространства зале «Мансарда старинного дома художника Поленова» Сергей Шутов сделал подобие тотальной инсталляции. Очевидны референции к практике искусства Ильи Иосифовича Кабакова. Оба художника очень любят стенды, наподобие тех, что висели в красных уголках советских школ и клубов. Оба любят превращать эти стенды в нечто подобное стенгазетам, увешанным разного рода текстами, документами, картинками. Можно было бы сказать, что оба любят посредством этих стендов воссоздавать психотип человека своей эпохи. Вот здесь – стоп. Здесь начинаются различия. Илья Кабаков – классик концептуализма. Потому его мир, включающий материалы стендов, – снятый с реальной жизни слепок-комментарий, подчинённый игре воображения призрак, в котором угадываются странные фигуры маленьких людей советской системы.

Сергей Шутов – классик российской новой волны. Ему важно вгрызться в реальность, доподлинно схватить её за «заднее место». По его собственному определению, его путь – это «сияющий киберпанковский футуристический архаизм». Потому его стенды – это частички реальных происшествий Бытия: неотчуждаемые от него, не могущие подвергнуться типизации и всякому линейному нарративу. Это, если хотите, автопортрет, сшитый методом лоскутного одеяла или, как определил сам художник, по принципу знания «как штопать носки».

На деревянных рейках прикреплены музыкальные диски 60-х, книжки о советском космосе со стильным дизайном эпохи оттепели, газеты с некрологами генсеков начала 80-х и образцы свободной прессы 90-х типа газеты «Лимонка». Имеются также: статья Андрея Ковалёва о санкт-петербургских неоакадемиках из приснопамятной газеты «Сегодня», датированное 1975 годом обращение ЖЭК (жилищно-эксплуатационной конторы) Киевского района Москвы в поликлинику с просьбой выдать заключение о здоровье тов. Шутова С.А., «оформляющегося на работу в должности дворника», два надувных зелёных крокодильчика, мониторы, по которым показывают видеофильмы о выставках в первых московских и питерских галереях, баночки, в которых заключены игрушечные космонавты и плюшевые игрушки, ну и много чего ещё безумно интересного…

Всё это барокко киберпанковского подсознания вываливается на зрителя с такой густой щедростью, что не плениться им, не вдохновиться невозможно.

Слово самому Сергею Шутову: «Хорошо знакомый формат „информационного стенда” появился ещё в период палеолита и с тех пор возникает снова и снова в новых техниках, с новыми оценками исторических событий. Стенгазета, уравненная в правах с книжной полкой, украшенной фарфоровыми статуэтками и детскими фотографиями, становится источником истинной, отобранной и отфильтрованной информации, допущенной к домашней публикации. Именно домашние архивы демонстрируют фильтры и принципы отбора важного частного в индифферентном потоке общедоступной информации». Художник ещё рассказал о новом понимании пространственно-временного континуума сегодня, когда благодаря отказу от принципа объективности время стало возможно «препарировать как частный опыт», то есть делать своим, личным, не механически заданным.

Удивительно, вот эта предложенная Шутовым неклассическая, нелинейная модель истории, исторической памяти отлично срифмовалась с той, что предложил куратор нынешней Венецианской биеннале Массимилиано Джиони. Это, кстати, отметил в приветственной речи на открытии фестиваля художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов. В обоих случаях мы строим «Энциклопедический дворец» (так называется главный проект биеннале) согласно принципу «заметок на полях» мировой цивилизации.

Нам важны маргиналы, аутсайдеры, отклоняющиеся примеры, невостребованный опыт, отчаянно субъективное взаимодействие с мировой иерархией смыслов и идей. Что удивительно, именно данный путь и очерчивает территорию собственно «арт», переводит подобный волюнтаризм в качество чисто художественное, в полноценное произведение искусства, которым можно восхищаться как лессировками картин Пуссена.

Вторая выставка, что открыла фестиваль коллекций, называется «Армянское современное искусство: избранные работы». Она представляет работы из старейшего на постсоветском пространстве Армянского центра современного экспериментального искусства, который образовался сразу после развала СССР. Отобранные куратором центра Эдвардом Баласаняном работы принадлежат в основном молодым художникам. Мастера честно и ответственно пытаются мыслить о травмах жизни в условиях социальной и политической несвободы, о личности, бросающей вызов существующему подлому порядку вещей. Некоторые видеоопусы демонстрировались в павильоне Армении на Венецианской биеннале. Произведения вполне соответствуют магистральным тенденциям молодого современного искусства мира. Однако – по контрасту с Шутовым – в этом и их проблема.

Если не знать, что мы пришли на выставку армянских художников, почти ничего нам об этом не намекнёт. В работах очень убедительно очерчены общие фигуры речи на злободневные сегодня темы, но очень не хватает личной, авторской интонации, укоренённой в традиции, в конкретных обстоятельствах жизни. Помимо универсальных метафор и аллегорий очень бы хотелось узнать побольше о личном пространстве существования contemporary art в республике Армения. Это позволило бы обрести большее доверие в отношении к представленному материалу.

На фестивале много всего интересного. В малом зале ГЦСИ - выставка «Михаил Чернышов: работы 1981–1993 годов». Она по сути станет для многих открытием малоизвестного художника неофициального искусства СССР, чьё творчество близко стилю поп-арт. 21 августа в выставочных залах Литературного музея стартует экспозиция «Рисунки поэтов». Её герои: лучшие из лучших в XX веке, от Хлебникова до Д.А. Пригова. Кульминация фестиваля – проект «Призраки в системе – сценарии действия». В амках года Россия – Голландия 2013 покажут избранное из коллекции музея De Hallen Haarlem.



Источник: Arterritory, 09.08.2013,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.