Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

02.08.2013 | Анимация

Дикие враки

Студенческие фильмы на фестивале в Аннеси-2013

Ну, а теперь – галопом по студенческому кино в Аннеси.

Вообще-то студенческое кино – штука очень интересная, первый настоящий полигон для проб и экспериментов, которые у большинства режиссеров, уходящих со школьной скамьи на заработки в коммерческие студии, на этом и закончатся. Именно после первых фестивальных побед дипломников киношкол, любители анимации запоминают имена новых режиссеров и предвкушают их новые авторские фильмы. Но даже у тех, кому удается найти деньги и избежать  мясорубки студийной работы,  первые профессиональные фильмы редко бывают сделаны с той же безоглядной свободой, как в школе. Студенческий конкурс – это то место, где сегодня ищут новые идеи и нетривиальные подходы, а с прогрессом компьютерных технологий, стало ясно, что именно молодежь лучше всего владеет этим инструментом и не боится с ним экспериментировать. Специалисты уверяют, что в последние годы студенческие конкурсы важных фестивалей смотреть интереснее, чем «взрослые», (практически все смотры теперь обзавелись студенческими программами, причем некоторые (как русско-украинский КРОК), даже регулярно целиком посвящают фестиваль молодому кино). А  повсеместный рост качества образования приводит к тому, что и мастерство у школяров зачастую вполне «взрослое», так что время умиления «детской неуклюжей свежестью» тоже прошло.

Другое дело – о чем студенты снимают, и по этой части изменений куда меньше, чем по части технологий. Правда, сегодня гораздо меньше запретов и значит даже классическая грустная девичья история расставания может выглядеть куда откровеннее и  жестче, чем когда-либо. Вот, например, в конкурсе Аннеси были два фильма японки Sawako KABUKI из университета искусств города Тама, оба она сделала, как выпускные. Первый, каким бы отвязным он нам не казался, – скорее лирическое воспоминание о любви под невнятно напетую песню Битлз Here, There and Everywhere.  Фильм так и назывался (только во французской версии - Ici, là et partout)

Зато второй снят после того, как расставание уже произошло. Как пишет Савако в описании фильма Ketsujiru Juke : «После разрыва с моим бывшим парнем, я была убита горем, но должна была думать о предмете для моего следующего мультфильма. А я могла думать только об экс-бойфренде». Здесь уже тоска пополам со злостью, а энергичное кино ядовитых цветов – анимационная метафора состояния девчонки, которая, обливаясь слезами, вопит в спину парню целую матерную очередь

Понятно, что сюжет про расставанье – один из самых частых в девичьих мультфильмах вне зависимости от того, когда и где они живут, учатся и так далее. Вот еще такой пример из дипломного конкурса Аннеси – фильм Frühzug (утренний поезд) швейцарки Delia HESS – о девушке, дремлющей после ночи любви, когда мужчина уже ушел (трейлер): https://vimeo.com/48533090 .

Или песочный фильм Still кореянки Seung-Hee KIM, вроде бы полный девичьих штампов – сердечки, розочки, - но с хорошей сценой классического признания на скамеечке -

Или вот такое французское песочное кино Aux gambettes gourmandes  о нереализованных фантазиях молодых людей,  сидящих друг против друга в кафе (импрессионистическая сыпучая техника очень подходит таким «мечтательным» сюжетам), тоже очень в девичьем духе (режиссер  Clémence BOUCHEREAU) https://vimeo.com/46078466 .

Как и такие акварельно-гуашевые картины на кальке, снова о женщине и о любви - Balance and Swing  американки Anne BEAL

К этим личным историям некоторым образом можно отнести и смешной фильм о девочке, испугавшейся первой менструации – британский The Day I Killed My Best Friend, неожиданно снятый парнем Antonio Jesus BUSTO ALGARIN. История про девочку, которая не любит принимать ванну и придумала себе фантастическую подругу, которая ее спасает во время этой неприятной процедуры (а тут вдруг кровь!), для режиссера превратилась в путешествие в увлекательный и загадочный мир женской физиологии, не даром и титры он расположил на девичьих трусиках, и на сайте фильма (thedayikilledmybestfriend.tumblr.com), нарисовал множество картинок, например, посвященных использованию гигиенических тампонов    - https://vimeo.com/49182050

К традиционным стоит отнести еще и сюжеты, связанные с детством – некоммуникабельностью,  ранимостью, проблемами с ровесниками и родителями, все это еще свежо в памяти студентов.  Вот, например, фильм The Girl With Antlers тайваньской выпускницы Yu-Hua LUO, где оленьи рога на голове девочки становятся метафорой ее одиночества и чуждости отцу -https://www.youtube.com/watch?v=Rm_Eqh7vbrM .

Детско-подростковые сюжеты естественно продолжаются в фильмах о себе нынешних, одиноких, по-прежнему робеющих в присутствии людей и  боящихся любых контактов. Сюжет о появлении какого-то волшебного предмета или существа, действующего как активный «айсбрейкер», у студентов крайне распространены. Вот, например, симпатичный кукольный фильм But Milk Is Important  норвежцев Anna MANTZARIS, Eirik GRØNMO BJØRNSEN о некоем улыбчивом пушистом привидении, которое сводит робкого героя с людьми. https://vimeo.com/66816469. О том же и один из самых остроумных и трогательных дипломных фильмов последнего года – кукольный «Я – Том Муди» ( I Am Tom Moody) шотландского дипломника Ainslie HENDERSON, можно сказать, персонифицированный сеанс психоанализа, где застенчивый певец разговаривает с собой же маленьким, пытаясь понять, что же его так пугает при встрече с публикой и стараясь победить воспоминания о своих детских провалах. 

Неудивительно, что один из самых успешных и любимых публикой фильмов последнего фестиваля – Rabbit and Deer венгра Peter VACZ . Тут дело не только в истории проходящей через сложные испытания дружбы кролика и оленя (их совместная жизнь строится скорее, как семейная, где нежный, веселый и глуповатый кролик выступает женой, а более серьезный, склонный к занятиям наукой олень - мужем). Здесь остроумно решена и актуальная сегодня пластическая проблема 2D-3D, которая вместе с тем выглядит метафорой: после долгих исследований трехмерности нарисованный плоский олень превратился в трехмерную куклу. Как ему теперь жить с по-прежнему двухмерным кроликом? Трейлер: https://www.youtube.com/watch?v=SmMOeV_vG6g  

В том, что касается именно сегодняшних веяний и моды, на первом месте – документальные сюжеты. Студенты их снимают много и разнообразно, снимают истории своей семьи, рассказанные стариками, частные истории из драматического прошлого, разрабатывают документальными способами проблемные темы. Самый ходовой сюжет, конечно,  просто иллюстрированные рассказы людей, тогда многое зависит от того, насколько сильный материал оказался в распоряжении режиссера. Конечно, в этом жанре всегда немало конъюнктуры – документальная анимация востребована фестивалями, - но есть режиссеры, которым удается превратить съемки в личный способ исследования и найти средства, которые сохраняют эти исследования на территории искусства. В программе Аннеси нынешнего года, к сожалению, серьезных документальных удач не было, хотя, конечно,  бессмысленно-жестокая история сломанной судьбы северокорейской женщины «Haegeumni» дипломника из Южной Кореи  Joon-Su SEONG, была сильной, как любой лагерный сюжет.

Но от программы студенческих мультфильмов, конечно, ждешь особого отношения к материалу, к пластическим возможностям анимации. На  этот раз лучшим студенческим фильмом по мнению жюри как раз и стал такой, где важна не история, а прежде всего пластика -  Ab ovo польской дипломницы Anita KWIATKOWSKA-NAQVI. Анита сняла пластилиновый мультфильм, показывающий рост младенца в животе у матери по ходу вращения женской фигуры. Тело матери было открыто со спины, будто шкатулка с волшебно подсвеченным содержимым. Мазки пластилина на изменяющемся теле беременной женщины были похожи на стекающую воду, а кроткая поза с рукой, поддерживающей живот и другой – прикрывающей грудь, адресовали к классическому искусству. 

Был в программе и еще один мастерски сделанный пластилиновый фильм - Im Rahmen, выпускницы знаменитой кассельской киношколы  Evgenia GOSTRER. Евгения рисует пластилином монохромные объемные картины, в которых предметы то возникают на поверхности, а то тонут в глубине, будто в воде. Этого фильма мне в сети найти не удалось, но вот более ранний, снятый в подобной манере.

Из рисованных фильмов пластически самым остроумным и лучше всех даже в классике чувствующим возможности анимации, мне показался фильм «Ветер» гамбургского выпускника Robert LÖBEL, придумавший мир, где всегда дует сильнейший ветер, и люди уже так к нему приспособились, что не знают, как без него жить. Трейлер: https://vimeo.com/55360247

Кстати, неожиданно снятый французской студенткой Céline DEVAUX фильм про Распутина Vie et mort de l'illustre Grigori Efimovitch Raspoutine, тоже в большой мере построен не на рассуждениях о причудах русской истории, а на игре с черно-белой графикой начала ХХ века, где длинная, извилистая фигура Распутина превращается в узор. Это трейлер - https://www.dailymotion.com/video/xxe9z7_vie-et-mort-de-l-illustre-grigori-efimovitch-raspoutine_shortfilms

Но конечно, главное, за что любят студенческие фильмы – за ту безбашенность, которой трудно ждать от мастеров, за свободу и дурачества, смешивающие высокое с низким, за веселую наглость, в конце концов за тот самый трэш, , который особенно любят смотреть сами молодые. В программе Аннеси этого года было несколько таких фильмов, и один из них даже получил специальное упоминание в номинации «Дипломный фильм». Это была самая традиционная по форме короткометражка «Панды», словацкого выпускника Matus VIZAR. Он представлял венцом эволюции ленивых панд, которым все было безразлично, кроме еды. По версии Матуса все, что скачет и борется – вымрет, и лишь панды-пофигисты будут жить вечно.

Эта смешная трэшовая история имеет большой фестивальный успех, но мне гораздо интереснее показались два других фильма. Plug & Play  швейцарца  Michael FREI, абсурднейшее и парадоксальное черно-белое кино, где действуют человечки с головами-шепселями, все время мечтающие во что-нибудь воткнуться, что имеет явно эротические коннотации. Этого фильма я в сети не нашла, зато есть предыдущее кино Фрея тоже насыщенное парадоксами, но далеко не такое сумасшедшее и смешное -  https://vimeo.com/51535113 .

А еще было отличное, типично студенческое кино Duku Spacemarines, снятое командой парижских студентов Nicolas LIAUTAUD, Alice SURET-CANALE, Hugo PAQUIN, Nicolas DUBOIS, якобы по ходу, перебивая друг друга, сочиняющих историю. Начинается все с комара, потом переходит в китайца-хакера, взрывающего американский капитализм, и постепенно доходит до футуристического апокалипсиса. Причем, вместе с дикими враками, наращивающими обороты, в фильме раскручиваются и анимационные технологии, от карандашных почеркушек доходящие до богатой компьютерной трехмерки. Ясное дело, на титрах мы слышим звонок в дверь: к ребятам пришел Спилберг предлагать сотрудничество. https://vimeo.com/56062907

Ну а напоследок посмотрите просто нарядный клип на старую-старую песню Pink Floyd "Bike", снятую иранской дипломницей Sara SHABANI. Кто там меня недавно спрашивал, снимают ли в Иране мультфильмы? https://vimeo.com/66964677











Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.