08.07.2013 | Анимация
Все потеряли памятьКороткометражки в Аннеси. Часть вторая
Тот, кто бывал на фестивале в Аннеси, знает, что главным местом встреч и тусовок тут всегда было огромное круглое фойе посреди центра Бон Лье. Сейчас, поскольку Бон Лье ремонтируется, а пресс-центр со всякими билетными и аккредитационными кассами перенесли во временные шатры на площадь Франсуа де Ментона, то эта площадь и стала главным местом фестивального притяжения. Накануне фестиваля, правда, лило, как из ведра, но теперь солнце и народ гуляет по площади, как по залу, все сидят на камнях и на траве, рядом открыли временный прокат велосипедов, в общем, - жизнь налаживается.
Сама эта площадь находится прямо перед огромным торговым центром Курьер и мультиплексом Декавизьон, 4 зала которого тоже отданы под фестивальные показы.
А в самом Курьере, по всей центральной галерее растянута выставка, посвященная сериалу Бастьена Дюбуа «Портреты из путешествий». После его замечательного дебютного фильма «Мадагаскар. Путевой дневник», французы так прониклись его идеей оживления легких путевых набросков (тем более, что «Мадагаскар» и на Оскара номинировали), что заказали Бастьену сериал из крошечных фильмов по разным странам. Режиссер, конечно, теперь так в каждую страну не погружается, как тогда в Мадагаскар, а сначала берет из нужного места «языка», все у него выясняет и тогда уже, подготовленный, ненадолго едет и делает кино в использованием моушн кепчер , но в жанре наброска, очень обаятельного. Так вот, по всей галерее Курьера стоят грубо сбитые из досок кубы, доски от транспортировочных ящиков и так же трафаретом на них набито название страны. В общем, брутал арт. Есть и Россия, и Нагорный Карабах. Бастьен сказал, что хотел, чтобы сама экспозиция как можно больше отличалась от окружающей обстановки – так и получилось. И даже экраны с «Мадагаскаром» и с одной серией, которую крутят на выставке, засунули в такой дощатый «телевизор».
В течение фестиваля с этой выставкой играла, оживляя ее, разная анимационная молодежь. Поставили огромный муляж скетчбука и нарисовали на его развороте в увеличенном масштабе наброски из фильмов Дюбуа, а в посреди страницы вырезали окошечко, в которое можно было выглянуть и сфотографироваться. И я попробовала. В результате к концу фестиваля получился целый фильм про фанерного человека, гуляющего по выставке.
Кстати, на горе, в замке Аннеси, в двух средневековых залах, сделали выставку Боровчика и Кучи – в честь польской программы на фестивале. Вполне симпатично – с раскадровками, у Боровчика – с шикарными коллажами, у Кучи выставили очень красивый куб со слоями целлулоида где клином летит масса птиц, кажется, из «Настройки инструментов».
Второй фестивальный день начался со второго конкурсного показа, в котором было такое количество сюжетов про кошмары, перверсии и всяческие умопомрачения, что немногочисленные ясные истории вызывали восторг зала. Тяжеловатая программа , хотя поштучно хорошего было не мало.
Fight американца Steven SUBOTNICK – забавное кино, выглядящее почти как формальное упражнение, но весьма содержательное. В хорошем ритме идет как бы борьба между двумя персонажами, но на самом деле движение происходит за счет того, что в каждом герое быстро чередуются не фазы движения, а множество статичных персонажей совершенно разного свойства. Причем и у того, и у другого набор почти один и тот же. В какой-то момент получается, что с двух сторон одинаковые человечки и они даже удивляются – как это я сам с собой борюсь? Но вражда продолжается. Это кино интересно пересматривать, разглядывая детали. Вот оно https://vimeo.com/43939972
Изабелла Плучиньска (как всегда, она от Польши с Германией и как всегда снимает пластилин) – Liebling. Мне кажется, эта картина сильнее, чем последние фильмы Изабеллы. Ночные кошмары и беспамятство женщины, погружающейся в сон, как в воду и запутывающейся в черной сети. Мужа, проснувшись не узнает и боится, с трудом принимает явь, но ясно, что со стороны мужа есть какое-то насилие и, видимо, от этого она убегает в сон и забытье. Трейлер тут: https://vimeo.com/64057404
Литовский Kalté, режиссер Reda BARTKUTE – невнятная история про одинокую лису. В чем там дело (в каталоге так же невнятно написано было про чувство вины), я так и не поняла, но почему-то вторая лиса стояла на потолке вниз головой. Выглядело все это скучно, хоть и с неплохой картинкой, но в конце анимация пошла бодрее, парадоксальнее и к финалу главная лиса перебралась на потолок к своей паре. Трейлер тут: https://vimeo.com/55775398
Китайский «Волк на дереве» Jiaxing LIN – история про тоскующего, несчастного человекообразного волка, живущего в квартире на дереве и наглую девчонку (в некотором роде красную шапочку), пришедшую его соблазнять. Она заставляет его готовить себе еду и резать овощи, но он так живо себе представляет, что сейчас ее зарежет, что вышвыривает ее из дома, чтобы этого случайно не сделать. Волк все время печально вспоминает встречу с каким-то молодым мужчиной, а обиженная девчонка тем временем приводит охотника (кажется даже охотницу) и только когда волка убивают, становится ясно, что просто он любил мальчиков, а не девочек, и зря она его мучила.
Chemin faisant – это очередной Швицгебель, как всегда у него все идут (даже эпиграфом поставил цитату уз Руссо про то, что я думаю только когда иду) и все живописно движется и кружится под музыку. Больше ничего, на мой взгляд, там нет, и получилось, на мой взгляд, не слишком увлекательно. https://vimeo.com/46349347
Бельгийский «Норман» режиссера Robbe VERVAEKE – вот это классическая история про перверсии. Ожившая живопись на стекле, что редкость, но неподробная, не гладкая, а резкая, с экспрессией. Про странного человека, несколько шизоидного очкаика, которого, как я понимаю, притягивали всякие мелкие детали, ранки и болячки. От этого в фильме все время ощущение опасности, напряжения и т.д. Ну и получил он в конце концов от простых людей за эту страсть. Трейлер вот https://vimeo.com/58657972
Betty's Blues – бельгийско-французский фильм Rémi VANDENITTE – этому фильму первому все и порадовались. Кино начинается как кукольное, причем, куклы, кажется деревянные – негр в кабаке поет под гитару балладу. А сама песня идет уже как рисованное кино, немного в духе раскрашенной гравюры – про то, как черного певца с его девушкой убили ку-клус-клановцы, но парень выжил (вернее был оживлен шаманами), стал слепым (из его глаз получились звезды), зато от его гитары все пускались в пляс. И вот он опять попал в церковь к ку-клус-клану и они под его гитару друг друга перебили и сгорели в церкви.
Далее – новый Плимптон, не совсем обычный, поскольку фильм положил на стихи какого-то вероятно, известного (но неизвестного мне) своего поэта-земляка Уолта Кертиса, тоже, как и герой, склонного к алкоголю. Называется Drunker than a Skunk про пьющего ковбоя. Плимптон считает, что этот его фильм более лиричен, чем обычно, но я особой лирики не заметила, все, как обычно у него летает и завязывается в узлы, но, пожалуй, менее цинично, чем всегда. Вот тизер https://vimeo.com/60768146
Неожиданно забавное кино у Криса Ландрета, обычно склонного к пафосу - Subconscious Password, про то, как на вечеринке он сам встретил человека (его играл режиссер Джон Дилворт), человек с ним активно общался, но Крис напрочь забыл, кто это и как его зовут. И анимационная часть –в духе старой американской телеигры с приглашением гостей - попытка вспомнить имя (как обычно у Ландрета все в компьютерном 3 D). Тут и Йоко Оно, и Джойс, и чего-то про Кеннеди, и гигантская мама, и сам он – рыдающий младенец (вот как далеко забрался в подсознание в своих поисках) - в общем главные персонажи его детства. И в финале, вспомнив, он уже с восторгом рвется общаться с Дилвортом, ежеминутно называя его Джоном. https://www.nfb.ca/film/subconscious_password/trailer/subconscious_password_trailer
Еще один канадец Joël VAUDREUIL со странноватым фильмом Le Courant faible de la rivière – с намеренно уродливыми персонажами. Немолодой человек медлительно вспоминает, как он пытался полапать свою уродливую приятельницу, а она ему не дала, поскольку ей от него было нужно скорее признание ее сверхспособностей.
Последним был тот самый загадочный молдавский Dji. Death Fails в режиссуре неведомого мне Дмитрия Волошина. Вполне профессионально сделанное 3Д на уже надоевший сюжет о том, как к умирающему в палату приходит смерть, но забрать душу из-за всяких гэгов ей не дают. Как-то уже даже смеяться не могу, столько я этого пересмотрела. На деньги Касперского причем.
И еще о нескольких фильмах третьего внеконкурсного показа, почему-то целиком сориентированного на эротические темы, включая сыпучую экранизацию Овидиевых «Метаморфоз» - Méandres тремя режиссерами, включая Флоранс Мьель - Élodie BOUEDEC, Florence MIAILHE, Mathilde PHILIPPON-AGINSKI. Несколько затянутую, правда.Кроме того там была прекрасная Джоан Гратц Lost & Found – барельефный пластилин, как ожившая деревянная картина. Еще обратила внимание на историю про измену на вечеринке (девушка оказалась очень напористой) Braise реж. Hugo FRASSETTO из Франции, с неплохим рисунком, но как фильм - с чрезмерным стремлением к правдоподобию на мой вкус. Ну и забавная женская история Au poil (реж. Hélène FRIREN) про мужчину, которого оставила подружка и он постепенно стал похож на своего хомяка или морскую свинку - https://www.arte.tv/fr/au-poil-d-helene-friren/6921742,CmC=6921642.html
Продолжение следует
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.