01.07.2013 | Анимация
Бедные мальчикиАнимационный фестиваль в Аннеси – конный завод и полные метры
Рассказ о фестивале Аннеси-2013 начну с конного завода (haras d’Annecy), который теперь стал главным фестивальным центром вместо закрытого на реконструкцию Бон Лье. Как выяснилось, этот красивый комплекс, построенный к 1885-му году действительно был отдан лошадям до самого 2009-го года, а теперь, когда главный кино-концертный зал Аннеси закрылся, на поляне посреди бывшего конного завода город построил временное здание, которое прослужит пару сезонов до открытия прежнего центра. И хотя лошадей тут уже почти 4 года нет, стойкий запах конюшни преследует всякого, приходящего на главную площадку фестиваля.
Я туда пришла на первый же сеанс первого дня работы Annecy-2013. Это был конкурсный полный метр с длиннющим названием «Моя мама в Америке и она встречала Буффало Билла» (реж. Marc BORÉAL, Thibaut CHATEL) - сентиментальное французское кино про младшеклассника, живущего с младшим братом и отцом-вдовцом и с надеждой слушающего враки соседки о письмах, якобы приходящих от его матери-путешественницы. Снято оно по некоему популярному детскому комиксу - простенько и без претензий. Смотрибельно, хоть на мой взгляд и пресновато: не противный рисунок и чувствительная история, как это принято в детских фильмах, про взросление, преодоление страхов (второгодник бьет и отнимает шарики для игры) и все такое прочее. (Забегая вперед, скажу, что этот фильм заслужил «специальное упоминание» у жюри полного метра).
На второй сеанс у меня был билет на «Пиноккио», но оказалось, что именно на это время назначен пресс-показ внеконкурсного пиксаровского «Университета монстров» и их же короткометражки «Голубой зонтик», которые мне хотелось хоть одним глазом посмотреть (эти фильмы должны были открывать фестиваль, в Аннеси обожают Пиксар). «Голубой зонтик» снимал Сашка Унсельд, когда-то он приезжал со своими фильмами из Германии на Крок, теперь, оказывается, работает на Пиксаре. Из новых разработок в этом фильме, как я понимаю, Пиксар больше всего гордится тем, что все изображение выглядит совершенно реалистическим, поэтому особенно забавно, когда у реальных предметов проявляется мимика на физиономиях – решетки на люках мигают глазами-гвоздиками, мусорные бачки и указатели тоже имеют лица. Много эффектного придумано для стерео показа, мерцающее освещение, отражающееся от мокрых предметов и особенно ночной дождь, будто бы на него смотришь, запрокинув голову. Но само кино – ничего интересного. Трехкопеечная история про то как синий зонтик-мальчик влюбился в красный зонтик– девочку и они сначала потеряли, а потом нашли друг друга. Причем глазки-ротики на зонтах уже нарисованы совершенно условно, точно так, как было в фильме про смерть пузырьков из пупырчатой бумаги, но тот был гораздо остроумнее.
Зато «Университет монстров» (реж. Дан Сканлон) был отличный, даже жалко было уходить. Тоже стерео. Зачин – про детство одноглазого Майка Вазовского, который тогда еще был не такой болтливый, но шустрый и везде оказывался самым маленьким, с трогательной зубной пластинкой. Его, как водится, все обижали, но он не унывал. Ну а потом началось о том, как он поступил в университет Монстров - в такой классический западный университетский городок с каналами, мостами и лодками, как в Кембридже, и со студентами, валяющимися на траве. Как всегда, на Пиксаре шикарная анимация и, главное, очень точная «актерски» - с нюансами, сложными реакциями и т.д. В общем, жалко было уходить, но ждал конкурсный полный метр – «Пиноккио», а «мои университеты» для героев «Корпорации монстров» можно с июля посмотреть в прокате.
«Пиноккио» - это большой международный проект, французско-итальянско-бельгийско-люксембургский, а режиссер, вроде, итальянец - Enzo D'ALO. Шикарные, нарядные фоны, очень французские на вид – яркие цвета, резкие контрасты, черные тени, эффектно. Но герои вполне заурядные и по части рассказа истории все очень традиционно, скучновато, мало юмора (разве что нытик папа Карло все время теряет парик), а Пиноккио получается не паршивцем, а маленьким героем без страха и упрека, который в конце концов приводит историю к счастливому концу. Ну и злые мальчишки в школе, понятно, над ним измываются.
Таким образом, главным сюжетом в полных метрах первого дня для меня получилось несчастное мальчишеское детство полное унижений, злых сверстников и противных учительниц. Видимо, считается, что это беспроигрышный вариант, всякий тут себя узнает.
Вообще-то для тех, кто едет в Аннеси, полные метры – не главное, а скорее дань рынку и интересам публики, один из полнометражных фильмов, получивших приз в ночь закрытия показывают на огромном экране под открытым небом для всего города. Но никуда не денешься – полнометражного кино снимают все больше, что видно и по программе Аннеси: в этом году в конкурсе было 9 картин, а вне конкурса – еще 14, это не считая нескольких «спец событий» - то есть предпремьерных внеконкурсных показов.
Из конкурса, который показался мне в этом году совсем неинтересным, самым заметным, на мой взгляд, был испанский «Апостол» (реж. Fernando CORTIZO RODRIGUEZ), показывавшийся у нас на прошлом московском кинофестивале - лихое кукольное жанровое кино, страшноватые приключения сбежавшего из тюрьмы вора в жуткой деревеньке. Тут и мистика со страшными заклятиями бессмертия, и плутовские обертона, связанные с главным героем. На мой взгляд, с живыми актерами кино могло бы оказаться не хуже, но все равно фильм сделан достойно и внимание держит, особенно, конечно, благодаря музыке Гласса.
Остальное выглядело куда беднее. Еще один конкурсный французский полный метр – «Жасмин» (реж. Alain UGHETTO) – рассказывал про любовь француза и иранки на фоне революции в Тегеране, и строился на воспоминаниях француза-аниматора, который, видимо, весь этот рассказ и лепит из пластилина. По театральным фестивалям я уже давно вижу, что левая европейская интеллигенция очень высоко ценит важность поставленной темы, но мне трудно смотреть, как на сцену, так и на экран, когда все самое интересное заключается в самом рассказе, в тексте, а не в постановке. Так и на этот раз долго выдержать такой «театр у микрофона» со сплошными разговорами, скромно проиллюстрированный движением условных бесполых и совершенно одинаковых человечков двух цветов (желтый – француз, синие – иранцы), я не смогла, убежала на другие показы. Надо сказать, потом сразу два весьма уважаемых мною специалиста – поляк Марчин Гижицкий, входивший в жюри Фипресси и швейцарец Отто Альдер, профессор и создатель фестиваля Фантош, - сказали, что им понравилась «Жасмин», так что я даже стала жалеть, что не досмотрела до конца и не убедилась, что в этом фильме есть что-то еще ценное, кроме понятной озабоченности иранскими проблемами.
Прочее, что хоть как-то меня интересовало из конкурсных и внеконкурсных полных метров, я пошла смотреть в фестивальную видео-библиотеку, чтобы наверстать пропущенное и не тратить время на то, что не стоит того. Посмотрела похожую на все детские полнометражные мультфильмы сразу южноафриканскую картину «Хумба» ( реж. Anthony SILVERSTON) – бойкое, глуповатое компьютерное 3D про мальчика-зебру, который родился смелым, но ущербным – без полосок на задней половине. Ну и пошел искать полоски на свою задницу.
Американская «Легенда страны Оз: возвращение Дороти» (реж. Daniel ST PIERRE, William FINN), тоже компьютерное 3D, пошловато-нарядная, и тоже без единой собственной мысли и оригинального хода – так же интереса не представляла.
Одно могу сказать, фильм, в результате получивший Кристалл Аннеси за полный метр – бразильская Uma História de Amor e Fúria (реж. Luiz BOLOGNESI) , где сюжет скачет от легенд о том, что было 600 лет назад до сегодняшнего дня – было вообще смотреть невозможно. Дизайн выглядел настолько бедно и банально, а анимация убого, что на торжественном закрытии зрители-профессионалы только ахнули, увидев на экране коротенький фрагмент. Смотреть это кино на фестивале, конечно, мало кому пришло в голову и после закрытия все только делились друг с другом недоумением. Со сцены говорили, что фильм касается важных тем – видимо, в этом все и дело. Хотя я и не ожидала такого от жюри, в которое кроме двух продюсеров больших студий, входил и режиссер Роберт Морган – автор маргинальных кукольных фильмов ужасов.
Пожалуй, из того, что я смотрела в видео-библиотеке отрывками, самым любопытным оказался внеконкурсный шведский Tito on Ice (реж. Max ANDERSSON, Helena AHONEN)– в сущности, документальный фильм, в котором авторы проехались по странам бывшей Югославии и сделали кучу интервью о том, как люди помнят развал страны. Причем, смастерили из папье-маше зубастое чучело Тито и сажали его рядом с каждым интервьюируемым. И иногда вместо говорящей головы рассказчиков показывали грубо анимированные картонные головы, что выглядело куда хуже. Но то, что люди рассказывали, слушать было действительно интересно.
Отчаявшись, в поисках хорошего полного метра к концу фестиваля я пошла на спец-событие, французскую «Тетю Хильду» (реж. Benoit CHIEUX, Jacques-Remy GIRERD), по картинкам казавшуюся очень милой. В результате мы увидели плакатный антиглобалистский сюжет, где тетя Хильда – гений ботаники и садовод, а ее злая сестра вводит мир в катастрофу, злоупотребляя всякими генными модификациями, плюс политические шпильки в адрес властей, идущих на поводу у капитала. Одна была радость в этой скучной истории – влюбленный в Хильду биологический гений был русским, беспрестанно вставлял в речь русские словечки, а звали его - Михаил Алдашин. Не могу это объяснить ничем другим, кроме того, что на раннем этапе съемок над фильмом работали друзья настоящего Михаила Алдашина, французские художники Юрий Черенков и Зоя Трофимова. Присутствие на экране Миши, хоть и совершенно не похожего на того, что живет в Москве, хоть как-то смиряло с дурацкой историей, написанной по трафарету новых времен.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.