ПРОСТО ТАК КОЛОНКИ ЖИЗНЬ ИСКУССТВО РАЗГОВОРЫ PRE-PRINT СПЕЦПРОЕКТЫ СТУДИЯ ФОТОГАЛЕРЕЯ ИГРЫ

    О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ WWW.STENGAZETA.NET СЕГОДНЯ 23 АПРЕЛЯ 2017 года

Кино / Память

Алексей Балабанов и Канны

Умер самый талантливый и самый русский (русский во всех своих проявлениях и противоречиях) режиссер рубежа XX-XXI веков

Текст: Юрий Гладильщиков

Я как раз возился с компьютером, чтобы написать про четвертый день Каннского фестиваля, когда получил сразу два sms, что умер Алексей Балабанов. Надеюсь, вы меня простите, если я не напишу сегодня про Каннский фестиваль, делая вид, будто ничего не произошло.

Произошло: умер самый талантливый и самый русский (русский во всех своих проявлениях и противоречиях) режиссер рубежа XX-XXI веков. Балабанов плевать хотел на всех и вся: на политкорректность, на либералов, на консерваторов, на собственную карьеру. При этом как истинно русский интеллигент он не мог не размышлять о Родине. Как размышляли Пушкин, Герцен, Достоевский, Толстой, Чехов, Бунин. Именно поэтому он метался в своих фильмах от крайнего национализма — к отчаянной русофобии.

И ведь совру, если скажу, будто не плачу.

Даже такой русский эгоист как Михалков — и тот оценил Балабанова. Идя во власть в кинематографе в конце 90-х, он демонстрировал податливым нищим избирателям из среды кинематографистов кадры из лент Балабанова, чтобы убедить их в том, в какой колодец аморализма упало наше кино. А потом сам снялся в двух подряд фильмах Балабанова «Жмурки» (хотя более кровавого — но и более смешного фильма в нашей новейшей истории нет) и «Мне не больно» — невероятном фильме, где мелодрама харкает живой кровью.

Ужас: первый раз пишу про смерть режиссера, которого воспринимаю как родственника — и по возрасту, и по типу мышления. Первый раз пишу про смерть режиссера, которого воспринимаю как соотечественника.

Балабанов не подпускал к себе людей. Почти не давал интервью — только близким и редко. Вспоминаю его невероятную беседу с питерским коллегой Дмитрием Савельевым по поводу фильма «Морфий», в которой Балабанов на четыре подряд длинных умных вопроса ответил «Нет». На пятый вопрос, не имел ли он в виду то-то и то-то Балабанов ответил: «Ты хочешь, чтобы я пятый раз сказал «нет»?

Такой был режиссер. Такой был человек.

Из-за этой закрытости почти никто ему не поверил, когда он сказал, что недавний фильм «Я тоже хочу» (тот, в котором люди ищут колокольню счастья, позволяющую вырваться в иной радостный мир, но, в основном, находят смерть) станет его последним. Ему не поверили даже несмотря на то, что Балабанов, появившись в эпизодической роли фактически самого себя, умертвил себя перед кинокамерой.

Все (я в их числе) решили, что это шутка, выпендреж, очередная балабановская игра. Но игрой это, оказывается, не было.

Балабанов снял лучший фильм о современном русском мужском потерянном поколении: «Брат» с Сергеем Бодровым-младшим, который тоже погиб рано, странно и нелепо. Теперь кажется, что это всё не случайно. Истинные русские таланты начинают вымирать. Они вымирали и на рубеже прошлых веков под влиянием кошмарных перемен. Но то, что не доумертвила Великая Октябрьская революция, доумертвляет наше сегодня. Страшно осознавать, с кем мы останемся. Страшно понимать, что подлецов в нашей стране будет все больше, а истинных талантов — все меньше.

К сожалению, истинно русского Балабанова испугался и Запад — это видно по Каннскому фестивалю. Канн, искатель гениев, не мог не оценить Балабанова. После того, как тут два года подрял в конце нулевых демонстрировали его фильмы «Про уродов и людей» и «Брат» (который закрывал вторую по значимости программу «Особый взгляд» и вызвал вселенский восторг — я был тому свидетелем), казалось, что Балабанов войдет в узкий круг каннских избранников.

Не сложилось. Канн вдруг объявил Балабанова провокатором — особенно после фильма «Груз 200». Хотя другого — истинного — провокатора фон Триера продолжал привечать (тоже, как выяснилось, до поры до времени).

Ладно, Канн. Помоги, Господь, России. Если ты есть.

© РИА Новости. Антон Денисов
Режиссер Алексей Балабанов во время пресс-показа фильма «Груз-200» в кинотеатре «Ролан».






А ЧТО ДУМАЕТЕ ВЫ?

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Current day month ye@r *



версия для печати...

Читать Юрий Гладильщиков через RSS

Читать Кино через RSS

Читать Память через RSS

Источник: Московские новости, 19 мая 2013,
опубликовано у нас 20 Мая 2013 года
ДРУГИЕ СТАТЬИ РУБРИКИ:

НАЧАЛО ПИСЬМА КОМАНДА АВТОРЫ О ПРОЕКТЕ
ПОИСК:      
Сайт делали aanabar и dinadina, при участии OSTENGRUPPE
Техническое сопровождение проекта — Lobov.pro
Все защищены (с) 2005 года и по настоящее время, а перепечатывать можно только с позволения авторов!
Рейтинг@Mail.ru