29.01.2013 | Кино
Психологический наворот…по-французски и детективный поворот по-голливудски. Юрий Гладильщиков рассказывает о новых фильмах К. Маккури и С. Тестю
«Джек Ричер»
США, режиссер Кристофер Маккуори
Мне кажется странным не любить неких актеров либо актрис. То и дело слышу: я не буду смотреть такой-то фильм, поскольку там снимался такой-то или такая-то. Но ведь актеры ни в чем не виноваты! За фильм отвечают режиссер и продюсеры. Тем не менее сам с некоторых пор заведомо скептически отношусь к лентам, например, с Томом Крузом (тем более, что он зачастую сам себе продюсер) или Николасом Кейджем. «Джек Ричер», в котором снялся Круз, однако, исключение. Не идеальное, но приятное. Плюс фильма уже в том, что это не только боевик пополам с триллером, но и редкий для наших дней детектив, то бишь фильм, в котором надобно вместе с главными героями разгадывать тайну и хотя бы слегка шевелить мозгами.
Дано: психопат-снайпер с дурным иракским прошлым расстреливает из укрытия на набережной американского города пять человек. Наповал. По дороге в тюрьму в автозаке его почему-то избивают другие зэки, да так, что он впадает в кому. Но перед погрузкой он успевает шепнуть женщине-адвокату: «Разыщите Джека Ричера!»
Требуется: найти Джека, раскрыть дело.
Этот Джек (а его и играет Круз) — персона загадочная, профессиональный военный супермен, работал в Ираке следователем по особо опасным армейским преступлениям, уже два года как — после увольнения из армии — затерялся в глубинах США. Но внезапно появляется сам и ставит под сомнение версию о том, что стрелял именно тот снайпер, который стрелял. А заодно выдвигает гипотезу, что убийства не были случайными.
Внутри фильма есть провал — будьте к нему готовы. Это когда детективная интрига вмиг испаряется и становится ясно, кто на самом деле стрелял и почему. Но «Джек Ричер» — редкий пример фильма, который умудряется после этого вновь набрать высоту. Во-первых, потому, что неясно, кто является злодеем в системе правосудия — а подозрения падают на многих. Во-вторых, благодаря тому, что роль главного закулисного дьявола, бандита-монстра с бельмом на глазу и откушенными самим собой ради выживания пальцами на руках, бандита, отсидевшего в сибирских тюрьмах десятки лет, сыграл великий немецкий режиссер, создатель фильмов «Агирре, гнев божий» и «Фицкарральдо» Вернер Херцог. В-третьих, потому, что в фильме много любимого киноманами мужского пола черного юмора, который гармонично дополняет крутые финальные разборки. Редкая смесь хорошего детектива, жесткой комедии и боевика категории «Б». Стоит напомнить, что режиссер фильма Кристофер Маккуори доказал свое умение закручивать лихую интригу еще в середине 90-х, сочинив сценарий запутанного триллера «Обычные подозреваемые», за который, между прочим, получил «Оскара».
«Другая жизнь женщины»
La vie d'une autre, Франция—Люксембург—Бельгия, режиссер Сильви Тестю
Франция — страна, где хорошие актрисы с завидной постоянностью становятся со временем хорошими режиссерами. Недавно мы говорили о режиссерском дебюте Мелани Лоран «Родные». Теперь речь о другом режиссере-новичке — Сильви Тестю. Эта уникально талантливая французская кинодевушка известна у нас прежде всего своими актерскими работами в драме «Лурд» (правда ли, что в святых местах можно излечиться, или же там срабатывает сеанс самотерапии?) и сатире «Страх и трепет» по роману Амели Нотомб (выпускница европейского университета отчаянно пытается, проявив свои лучшие качества, сделать карьеру в японской фирме в Токио, но в итоге за свою активность сослана убирать сортиры). И вдруг сочинила оригинальный сценарий трагикомедии о женщине, которая, проснувшись, вдруг обнаруживает, что повзрослела-постарела на 15 лет, прожила их активно, стала крупным экономическим боссом, завела семью, родила сына — но не помнит из этого ровным счетом ничего.
Вообще-то совершенно оригинальных сценариев уже не бывает. Я видел несколько картин (включая французские) про то, что человек перескочил через 10–20 лет жизни и оказался в ситуации, где у него совсем иные статус, семья и счет в банке. Но фильм Тестю все равно кажется очень занятным. Магия и интрига в нем налицо.
В главной роли замечательная Жюльетт Бинош. Сыграть свой (точнее — будем снисходительны к годам больших актрис — почти свой) возраст в основной части фильма ей, конечно, было несложно. Но вот выглядеть в зачине фильма на 20 — это, батеньки, надо действительно суметь сыграть. Не сыграешь — никакой компьютерщик не поможет. Опять же только режиссер-женщина способна так передать психологию другой женщины. Героиня, проснувшись, постепенно выясняет, что она глава крупной компании, что у нее квартира прямо напротив Эйфелевой башни (а уснула-то бедной провинциалкой), но это все не радует, потому что она увидела себя в зеркале — и ужаснулась, насколько хуже стала выглядеть. Но бог с ним «выглядеть». Конечно же главный кошмар фильма в другом: как незаметно, быстро, нелепо и бесповоротно утекает жизнь. И почему даже у гармоничных пар все зачастую разваливается, когда люди теряют изначальные чувства друг к другу.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.