Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

21.12.2012 | Кино

«Властелин колец» апгрейд

Первая часть «Хоббита» напоминает дебютную серию предыдущей трилогии Питера Джексона по произведениям Дж.Р.Р. Толкиена

Самый большой вопрос для тех, кто худо-бедно знаком с сочинениями Дж.Р.Р. Толкиена (он же Толкин), как Питер Джексон, создатель трилогии «Властелин колец», где каждый фильм соответствовал определенному роману (у Толкиена ведь тоже трилогия), умудрился теперь соорудить три фильма из «Хоббита» — сказки-прелюдии к «Властелину», весьма скромной по объему, ненамного превышающей параметры «Волшебника Изумрудного города».

Вчера у нас вышла первая часть новой трилогии «Хоббит: Нежданное путешествие», и один только этот фильм длится почти три часа. Джексон использовал не только повесть, но и черновики/записи Толкиена, что позволило ему внедрить в сюжет новые линии. Зрелище в итоге получилось сумасшедшим. 3D же теперь, не 2D и не полтора! Но ложку дегтя в бочку с медом добавить все-таки хочется.

О чем это. О путешествии 13 боевиков-гномов во главе с королем Торином Дубощитом, волшебника Гэндальфа Серого и хоббита Бильбо Бэггинса к Одинокой горе — по скалам, подземельям, лесам, высокогорным долинам и по воздуху. В недрах Одинокой горы располагалось утопавшее в золоте, сверкавшее драгоценными камнями королевство гномов Эребор, давным-давно захваченное жестоким драконом, который тоже обожает купаться в злате. Заодно огнедышащий дракон спалил все и вся вокруг горы.

После долгих мытарств на чужбине горстка смельчаков решает вернуть утраченную родину заодно со златом — другие гномы их не поддержали, побоялись. Зачем их инициативу поддержал Гэндальф, которого, как и во «Властелине колец», изображает Йен Маккеллен, пока загадка. Зачем он хитростью и уговорами на грани шантажа заставил отправиться в поход простого хоббита, то бишь селянина Бильбо, которого играет новомодный доктор Ватсон — Мартин Фримен, тоже загадка, в том числе для гномов. Впрочем, Бильбо, от которого никто не ожидает подвигов (не воин ведь), уже в первой серии трилогии несколько раз спасает и всю честную компанию, и ее отдельных членов.

Спасать и спасаться приходится постоянно. Поход гномов выглядит чистейшей авантюрой. На что они рассчитывают, абсолютно непонятно. В этой серии «Хоббита» гномы постоянно бродят по лезвию бритвы: едва не погибают, попав в плен сначала к троллям, потом к гоблинам, затем напоровшись на каменных великанов и, наконец, пару раз едва унеся ноги от орков.

И хотя наивный Бильбо говорит в конце фильма, что все худшее позади, понятно, что все впереди. Ведь честная компания еще не встретилась с Некромантом, способным оживлять мертвецов (это одна из линий, добавленных в сюжет Питером Джексоном). Да и дракона, зарывшегося в злато гномов, мы еще не видели — только в самом финале возникнет во весь экран его гигантский змеиный глаз.

Революция не для нас «Хоббит» снят по новой технологии — не 24 кадра в секунду, как водится, а все 48. Вроде бы это дает какую-то совсем уж невероятную четкость изображения. Оценить это я лично не смог: на пресс-показе фильм демонстрировали в формате 24, для формата 48 в Москве в отличие от Запада аппаратуры нет. По последним сведениям, в Москву все-таки завезут три продвинутые 48-кадровые установки.

Да, чуть не забыл про еще одну важную встречу, которая уже состоялась. В подземельях гоблинов хоббит Бильбо натыкается на уродливое сутулое лысое существо, трусливое, но готовое напасть сзади и страдающее раздвоением личности, по имени Ну, на раз-два-три!.. По имени Голлум. И случайно становится обладателем принадлежавшего этому существу золотого кольца. Пока еще не понятно, что это опасное кольцо всевластья, которое вскоре сыграет роковую роль во всем мире, сотворенном Толкиеном. Пока ясно лишь то, что надевший кольцо становится невидимым.

Что в этом хорошего. Да, в общем, все хорошо. Как сказала знакомая журналистка: «Я настолько погрузилась в экран, что первый раз взглянула на часы лишь минут за десять до конца просмотра».

Странности. К «Хоббиту» Толкиена в отличие от эпического философского «Властелина колец», считающегося самым знаменитым произведением в жанре фэнтези, больше подходит определение «сказка». Питер Джексон явно разрывался между желанием сохранить верность первоисточнику и сотворить на экране тот же сложный жестокий, переполненный монстрами мир, который уже знаком публике по его «Властелину колец». Согласитесь, что творить иной мир было бы странно.

Тут-то первое противоречие фильма: детские эпизоды сочетаются с кровавыми. Некоторые сцены непредставимы во «Властелине колец» Джексона. Гномы до отправления в поход бузят и поют, прямо как в «Белоснежке», заодно съедают и выпивают все многолетние припасы хозяйственного Бильбо Бэггинса. Тролли и гоблины выглядят забавными, хотя первые пытаются зажарить плененных гномов, а вторые — их раскромсать. При этом главарь гоблинов тоже поет куплеты, а подчиненные обращаются к нему примерно так же, как обращались к Кащею в сказках киностудии имени Горького: Ваше Злопыхательство (интересно, что в этом случае говорят в оригинальном английском варианте фильма?). Но следом идут битвы с оторванными головами, а прирученные волки орков разрывают свежий труп.

Такие у нас критики
На выходе из зала после показа «Хоббита» для столичной прессы нечаянно подслушал разговор двух прилично одетых молодых людей недебильного вида, кажется, даже в очочках. Оба не то чтобы неопытные юнцы — лет 25–30. Один другому: «Слушай, а этот тощий в подземелье, Голлум, что ли, он же и во «Властелине колец» вроде был?» Другой: «Да вроде был». И эти люди пишут про кино. И эти люди будут учить вас, что в кино хорошо, а что плохо, как его смотреть и за что его любить и ненавидеть.

Сильнее всего противоречие между детскостью и жестокостью проявилось в эпизодах с участием волшебника, опекающего зверушек. Он персонаж совсем уж комический. Например, ездит на особой сверхскоростной заячьей упряжке. Но именно он первым замечает появление Некроманта — прежде всего потому, что в его лесах все вдруг начинает вымирать. В том числе в кадре, причем постепенно, отдупляется ежик (которого волшебник, успокою читателя, сумеет оживить). Я не подпрыгнул в этот момент. Мне он показался попросту глуповатым и совсем уж мультяшным. Но, оказывается, испускающий дух ежик шокировал многих из тех, кто первым посмотрел фильм в Москве (до этого четверга состоялось два показа — для прессы и премьерный). В интернете ежик породил бурю. Моя приятельница, известный критик, высказалась в фейсбуке однозначно: «Умирающий ежик — это п...ц».

Далее: казус 3D. Зачем нужно это 3D и зачем Джексон в него опрокинулся, хотя в мире этот формат вызывает все большее отторжение, ума не приложу (он вызывает отторжение из-за того, что билеты на 3D-фильмы дороже, из-за того, что не все могут сконцентрироваться на стереоскопическом экране, а очкарикам неудобно надевать дополнительные очки поверх собственных). Да, «Хоббиту» требуется большой экран. Очень много деталей почти в каждом кадре. Роскошные горные пейзажи. На маленьком экране все это не произведет должного эффекта. Я доволен, что посмотрел фильм в зале 2 кинотеатра «Октябрь», который теперь Imax (не сочтите за рекламу — это действительно один из лучших залов Москвы). Но самое смешное, что в 3D — или только мне так кажется? — из-за стереоскопичности и глубины кадра персонажи «Хоббита», которые находятся на переднем плане, зачастую выглядят неживыми, плоскими.

И еще одна странность, к которой не могу сформулировать отношения. Это не достоинство, не недостаток — просто факт. Схематически первая серия «Хоббита» почти один в один повторяет расклады первого фильма трилогии «Властелин колец». Там путешествие горстки смельчаков — тут путешествие. Тут и там они временно спасаются от сил зла в стране эльфов, в обоих случаях получая одобрение и неодобрение на поход. В обоих случаях бредут по узкой заснеженной тропке на высоченной скале, рискуя сорваться в пропасть, а им на голову сыплются камни. В обоих попадают потом в горные подземелья, где их атакуют полчища уродов. В обоих хоббит сомневается, зачем ему все эти приключения, но в итоге демонстрирует чудеса отваги. В обоих есть Голлум и есть кольцо. Обе части завершаются схваткой с преследующими отважную группу орками, в которой на кону жизнь одного из главных героев. В обоих есть отважный красивый король с гривой каштановых волос: во «Властелине» — король людей, в «Хоббите» — король гномов.

Не хочется упрекать Джексона в излишней расчетливости, но все же он следует давно известному коммерческому закону: если делаешь сиквел фильма либо приквел к нему (фильм-продолжение или фильм-предысторию), то снимай абсолютно то же самое. Только чуточку по-другому. Публика покупается на узнаваемое.

Киношный «Хоббит» — предыстория, но одновременно и очередная первая серия «Властелина колец».

Ударный эпизод. Полфильма состоит из ударных эпизодов. Наиударнейшим считаю тот, когда персонажи, шествуя по заснеженным горам, вдруг понимают, что ступили на тела каменных великанов, и становятся свидетелями и заложниками их битвы, когда на головы падают не только камни, но и громадные обломки скал.

Наш вариант рекламного слогана. Бесконечное путешествие, из которого и состоит жизнь (понятно, что путешествие у Толкиена и Джексона — метафора смысла жизни).

Многоликий Камбербетч

Забавно, что в «Хоббите» сыграл не только новомодный доктор Ватсон — Мартин Фримен (в главной роли Бильбо Бэггинса), но и его телепартнер новомодный Шерлок Холмс — Бенедикт Камбербетч. Другое дело, что мы его на экране не увидим, хотя у него сразу две роли, обе, мягко говоря, неположительные: Некроманта и дракона. Некромант, судя по всему, будет выглядеть в двух следующих сериях как Волан-де-Морт на первых стадиях восстановления телесной оболочки, и черты Камбербетча в нем едва ли различишь. В драконе тем более. Интересно: Камбербетч лишь озвучил дракона или сыграл его по технологии motion capture (это когда все тело актера обклеивают датчиками, а потом рисуют на компьютере на основе его мимики и жестов фантастического персонажа — так Голлума уже не впервой сыграл Энди Серкис)? Если Камбербетч только озвучивал, то для российского зрителя его в «Хоббите» вообще нет. У нас ведь дубляж.



Источник: Московские новости, 20 декабря 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.