В Москве показали фильм «Родные», снятый 29-летней француженкой Мелани Лоран, которая прославилась на весь мир ролью отчаянной мстительницы-антифашистки в «Бесславных ублюдках» Квентина Тарантино. Фильм войдет в программу ежегодного фестиваля «Французское кино сегодня», который посольство Франции в России и организация Unifrance проведут с 13 по 16 декабря в Москве и с 17-го по 19-е в Екатеринбурге. После премьеры Мелани Лоран рассказала, почему живет разносторонней творческой жизнью, легко ли быть звездой во Франции и как на ее судьбу повлияло детство.
— Как случилось, что вы стали режиссером?
— Еще в лицее, сдавая экзамен на звание бакалавра, я выбрала специализацию «кино» и сделала несколько короткометражек. Работая актрисой, все время мечтала снять свой полнометражный фильм. И воспользовалась первой же возможностью. Я не хотела в первом фильме рассказывать о себе – это слишком избитый путь. История «Родных» далека от меня лично. Я придумала показать историю семьи, состоящей только из женщин – если не считать маленького сына одной из сестер и любимого мужчину другой. Мне хотелось понять, что может произойти с такой семьей, если самый жизнестойкий ее представитель, самый выстроенный-структурированный, самый веселый внезапно уходит. Это действительно далеко от моей личной истории. В ней было много мужчин – и очень ярких. И в моей семье еще никто не умирал.
— Сюжет и стиль фильма выглядят универсальными. Кажется, что действие могло бы развиваться не во Франции, а в любой другой стране.
— Это не совсем так. Мне как раз кажется, что в деталях и стиле «Родных» много французского. Главный мужской персонаж – ресторанный критик, представитель значимой для французов профессии, погруженный в чувственный мир еды. Дело происходит в гастрономической столице Франции Лионе. Мне хотелось, чтобы зритель увидел какую-то иную Францию – не только же вечный Париж. Я надеюсь, что соблюла французский киностиль в изображении интимных сцен. Смысл тут в том, что, с одной стороны, нет никакой цензуры, а с другой, никакой грубости. Целомудренная, но свобода. Наконец, фильм демонстрирует еще одну типично французскую свободу – свободных женщин, которые у нас умеют быть самодостаточными и независимыми от мужчин.
— Вы говорите, что конфликт фильма не имеет к вам отношения. Тем не менее, кажется не случайным, что вы сделали фильм именно об утрате. Трудно не заметить, что вы часто выбирали роли героинь, потерявших своих близких. Иногда это связано с темой Холокоста. Вспомнить хотя бы фильмы «Концерт», «Облава», в котором вы снялись с Жаном Рено, «Бесславные ублюдки», «Не волнуйся, у меня все нормально». Создается впечатление, что эта тема для вас очень важна.
— Да, да, да (говорит это по-русски). Не хочется вдаваться в детали и называть конкретных людей. Но в раннем детстве мне очень хотелось лично убить Гитлера. Мне надо было отомстить за некоторых членов моей семьи. Я знаю, что значит терять родственников. Но речь идет о людях, которые погибли задолго до моего рождения.
— Пишут, что Тарантино перед съемками «Бесславных ублюдков» заставил вас поработать киномехаником, чтобы вы убедительно изобразили хозяйку кинотеатра. А вы просили актеров своего фильма пройти какие-то подобные тренинги?
— (Смеется). Нет, я не такая суровая. Да, действительно, Тарантино познакомил меня со своим киномехаником, с которым мы на две недели поселились в огромном доме Квентина. Он учил меня работать с проекционным аппаратом. Мое мастерство достигло таких вершин, что я сумела выдержать тест - продемонстрировать фильм «Бешеные псы» в одном из кинотеатров Лос-Анджелеса.
— Ориентируетесь ли вы как режиссер на каких-то других мастеров? Утверждают, что вы высоко цените Клинта Иствуда и Мартина Скорсезе.
— Да, надо же? Не могу сказать, что они мои любимые режиссеры.
— Это написано на сайте IMDb.com (один из самых популярных киноманских сайтов – «МН»).
— Нет, я восхищаюсь Полом Томасом Андерсоном (режиссер таких фильмов как «Ночи в стиле буги», «Магнолия», «Нефть» и выходящего зимой в прокат «Мастера», получившего в этом году приз за режиссуру на Венецианском кинофестивале − «МН»). По десять раз пересматриваю его картины. Вообще, когда снимаешь свой первый фильм – очень сложно и сохранить уважение к великим режиссерским именам, и не сбиться при этом на подражание. Хочется ведь рассказать историю собственным языком.
— На съемочную площадку вас привел Жерар Депардье. Можно сказать, это произошло вчера. У вас очень быстрая и красивая актерская карьера. Франция – редкий пример страны, где у женщин больше хороших главных ролей, чем у мужчин. Насколько трудно сегодня во Франции осуществить серьезную карьеру актрисы? Скажем, в России это практически невозможно.
— Русские актрисы должны приехать во Францию. Забавно, но французские актрисы считают, что для них написано недостаточно хороших ролей. Просто, может быть, француженки никогда не бывают довольны (смеется).
— Еще один вопрос, связанный с русской темой. Одно из первых ваших появлений на наших экранах – эпизодическая роль любовницы русского бандита в фильме Жака Одияра «Мое сердце биться перестало». В «Концерте» вы изображаете знаменитую французскую скрипачку, которая, выступая в Париже с русским оркестром, не знает, что тоже родом из России – ее родители были советскими диссидентами. В «Родных» у персонажей очень русские имена – Марина, Лиза, Лео — имя, которое на Западе ассоциируется с Leo Tolstoy. Вас что-то связывает с Россией?
— Могу еще напомнить, что в одной шуточной сцене из «Родных» упоминается Бородинское сражение. Но на самом деле я удивлена, что имена героев «Родных» − русские. Я об этом не задумывалась. Они ведь одновременно и вполне французские. Но в целом согласна: видимо, во мне живет что-то русское. Правда, пока не определила, что именно.
— В ближайшее время выйдет четыре новых фильма с вашим участием, в том числе триллеры «Иллюзия обмана» и «Враг». Все они - англоязычные. Среди ваших партнеров – известнейшие актеры Голливуда от Джесси Айзенберга до Джереми Айронса и от Джейка Джилленхаала до Киллиана Мёрфи. Значит ли это, что как актриса вы покинули Францию?
— Я много играла во французских фильмах. После «Бесславных ублюдков» снялась в двух, впервые в жизни вышла на театральную сцену в Париже. Но оба фильма неудачно прошли во Франции. Действительно, сейчас бытует мнение, будто мне больше нравится сниматься за границей. Но просто каждый актер проживает различные фазы. Мне сейчас почему-то не предлагают интересных ролей во французских картинах. К счастью для меня, их предлагают иностранцы.
— В свое время на Западе был популярен вопрос «Who is mr. Putin?» Так вот возникает вопрос «Who is – все-таки - Mélanie Laurent?» Режиссер, актриса, певица, лицо модных брэндов? Если режиссер – то какого рода? Было неожиданностью выяснить, что до «Родных» вы сняли небольшую картину для проекта из разряда «только для взрослых». Ларс фон Триер горел в свое время идеей запустить на своей студии серию фильмов «для взрослых», которые снимали бы женщины, чтобы показать женский взгляд на эту тему. Но был сделан только один фильм. Как объяснил фон Триер, проект нравился многим, но он не нашел режиссеров-женщин, которые бы захотели в нем участвовать.
— Правда? Так передайте фон Триеру, что я готова повторить опыт режиссуры «фильма для взрослых» по первому его зову. Я получила огромное удовольствие, погрузившись в этот жанр. Именно тогда я впервые попыталась эстетически выстраивать каждый кадр, решать художественные задачи. Мне хотелось показать женскую сексуальность и женские желания такими, какими они представляются нам, а не мужчинам, которые, снимая порнографические фильмы, решают чисто утилитарные задачи.
— Это именно то, чего хотел фон Триер.
— Можно сказать, что во всем сборнике, получившемся из этих отдельных фильмов, один из которых сделала я, несмотря на всю откровенность сцен и сюжетов, прослеживается невероятно уважительное, бережное и внимательное отношение к женщине. Мне кажется, что это важно.
Но я так и не ответила на вопрос, кто я такая. Я ведь сама над этим гадаю. В детстве я получила огромное количество свободы и любви. Родители говорили, что я могу заниматься чем угодно, податься в любую сферу – в музыку, искусство вообще, и все это будет интересно. Мама водила меня в Лувр каждую неделю. Я рисовала – плохо, делала скульптуры – тоже не очень хорошо, придумывала спектакли, сочиняла рассказы. Мне кажется, что важно сохранить любопытство, открытость, пытаться максимально воспользоваться жизнью, которая так коротка и которую нужно прожить как можно насыщеннее. Поэтому я хочу использовать все выпавшие мне возможности. Сейчас готовлюсь к своей второй режиссерской работе – это будет фильм про подростков, которым нет 18-ти. Мне очень жаль, что прошла та эпоха, когда, например, певцов приглашали в кино, видя в них артистическую личность, способную обогатить фильм в целом. Теперь их приглашают именно как певцов, как звезд из другой сферы, используют как рекламное приложение. Мне хочется, чтобы в человеке было больше общего артистичного.
И это все о ней
Мелани Лоран удивляет известностью в самых разных сферах. Она сыграла в таких известных – даже у нас – фильмах, как «Мое сердце биться перестало», «Париж», «Бесславные ублюдки», «Не волнуйся, у меня все нормально» (за эту роль она получила «Сезара» − французский аналог «Оскара» − как самая многообещающая молодая актриса), «Патриоты», «Концерт», «Начинающие», «Облава». Недавно записала дебютный альбом вместе с ирландским певцом Дэмьеном Райсом – эффектными клипами к нему заполнен интернет. Стала Мадам Фигаро 2011. Является новым лицом Christian Dior. В прошлом году была ведущей церемоний открытия и закрытия Каннского кинофестиваля – ведущие меняются каждый год, попасть в их число могут только самые знаменитые и красивые актрисы Франции.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.