Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.11.2012 | Кино

Садистская изысканность

В прокат выходят несколько громких фестивальных картин

Выходит еще несколько картин из числа так называемых громких фестивальных. Две из них комментировать не стану. «Возлюбленных» Кристофа Оноре (с суперзвездным составом Катрин Денев — Кьяра Мастроянни — Людивин Санье — Луи Гаррель), поскольку это попытка современной вариации на тему классического киномюзикла «Шербурские зонтики» (и этим все сказано, и больше добавить нечего). Фильм «После мрака свет» модного мексиканца Карлоса Рейгадаса — потому что это не мое кино (хотя я очень люблю другой фильм Рейгадаса «Битва на небесах») и не хочу, чтобы моя ругань повлияла на ваш выбор: смотреть этот фильм или нет. Прислушивайтесь в данном случае к другим киноэкспертам. Я же вкратце о двух других фестивальных хитах недели.

«Пьета»

Южная Корея, режиссер Ким Ки Дук

На прошлой неделе я написал о псевдодокументальном фильме любимого у нас корейского мэтра Ким Ки Дука «Ариран», в котором он плачет по поводу того, что впал в творческий кризис. Одним из вопросов комментария был такой: действительно ли Ким плачет или придуривается — испытывает ли реальный кризис или занимается самопиаром, привлекая к себе дополнительное внимание западной прессы (известно, что в Корее его ценят не слишком, зато он режиссер-суперзвезда для Европы и Америки)?

Искренне или нет он плачет в фильме «Ариран» — вопрос открытый. Главное, что Ким вернулся к себе прежнему, причем изначальному: времен одного из своих первых фильмов «Остров», произведшем сенсацию (в том числе и потому, что в зале падали в обморок, — это факт) на Венецианском фестивале 2000 года. «Пьета», которая опять прославилась в Венеции, взяв главный приз 2012 года, — типичная для Кима Ки Дука смесь сентиментальности и жутчайшей натуралистической жестокости.

Главный персонаж — молодой отморозок, который, вышибая долги для своего хозяина-ростовщика, способен на любые кровавые пытки вплоть до отрубания должникам хоть рук, хоть ног. Причина его жестокости — в детской травме: его в младенчестве бросила мать. И тут эта мать вдруг возникает на пороге. Ради нее кровопийца готов отказаться от своего садистского ремесла. Но фильм совершает еще один кульбит, что тоже в духе Ким Ки Дука. В конечном счете выясняется, что он о мести. Удивительно, но тема мести — едва ли не главная для современных модных корейских режиссеров, стоит вспомнить Чхан Ук Пака, чей «Олдбой» награжден в Канне Тарантино (когда тот был там президентом жюри) и у которого две трети фильмов именно про месть. Эта месть в южнокорейском варианте всегда изощренна. Нет, недостаточно отрубить человеку конечности. Главное — подарить человеку ощущение счастья. А потом это счастье мгновенно и садистски… да-да, вот его-то и отрубить.

«Самозванец»

Великобритания, режиссер Барт Лейтон

Вот вам, однако, пример революционного смешения жанров. «Самозванец» (тоже покоривший многие фестивальные вершины) — фильм документальный. Сделанный по всем принципам того документального кино, которое относится не к художественному (как, скажем, документальные ленты Сокурова), а к информативному. В нем сплошь говорят — реальные люди, чьи речи записаны в интерьерах обычных комнет. Таких людей в документальном кино и на ТВ принято обзывать «говорящими головами». Вместе с тем именно этот фильм многие критики назвали в ведущих СМИ Запада лучшим триллером 2012 года. Суть в том, что в техасской семье в 1994 году пропал сын-подросток. Спустя три года его находят в телефонной будке в Испании. Он избит, издерган, никого не узнает, у него изменились цвет волос и даже глаз, но в техасской семье не сомневаются, что это он и есть. Однако и в этом фильме (не зря его называют триллером) нас ждет невероятный сюжетный кульбит. Вы даже не представляете, до какой степени невероятный. Дело не в том, что в техасскую семью вернулся не потерянный сын, а некто другой (это не спойлер — об этом говорится во всех анонсах фильма). Дело не в том, что фильм отчасти похож на один из последних фильмов Клинта Иствуда, в котором матери с лицом Анджелины Джоли тоже подсовывают вместо похищенного сына ненастоящего. Дело в самом человеке, который выдает себя техасской семье за ее пропавшего сына.

Удивительно, но между «Пьетой» и «Самозванцем» есть общее. Первый фильм — о садистской изысканности мести. Второй — об изощренности лжи.



Источник: Московские новости, № 412 (412), 22 ноября 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.