Великобритания, 2012
09.11.2012 | Кино
Провинциальные британские…...трагедии. В росийском прокате выходит фильм «Сломленные».
Надо же: даже фильмы, сделанные в жанре традиционной драмы, все еще способны изумлять. Правда, если это драмы британского или ирландского производства — английские, шотландские, ирландские режиссеры, сценаристы и актеры в них особенно сильны, не зря британское социальное кино — кинофеномен. Когда смотришь наш фильм про провинциальный быт, он за редким исключением (положительный пример: «Миннесота» Андрея Прошкина, снятая по сценарию Александра Миндадзе) кажется враньем и чернухой.
В британском киноварианте даже чернуха выглядит точным, пусть и жестким житейским наблюдением.
«Сломленные», выходящие в прокат после премьеры на проходящем сейчас в Москве фестивале британского кино, — это история трех семей, живущих в соседних домах, и одной талантливой 11-летней девочки, которая готова сопереживать всем и в результате едва не погибает, потому что не может без инсулина (у нее диабет). Все семьи, прямо по Толстому, по-своему несчастливы. Подлецам в этом мире легче, хотя у моральных уродов, по фильму, тоже свои трагедии. В фильме вообще много трагедий и даже смертей. Впрочем, много и парадоксов любви. Описав фильм таким образом, прекрасно понимаю, что сотворил для него антирекламу. Кто пойдет на столь мрачное зрелище? Но поверьте, что оно того стоит.
Если вы желаете когда-нибудь посмотреть кино про жизнь, которого в мире сейчас очень мало, то вот оно — перед вами.
Хотя оно про провинциальную Англию (действие развивается в северном Лондоне, но это тоже провинция), вы непременно спроецируете его на себя.
Замечательны работы любимых мною актеров Тима Рота и Киллиана Мерфи, который тут, впрочем, отчасти в подыгрыше. В конечном счете не зря у фильма высокий рейтинг на www.imdb.com. И не зря он включен европейской киноакадемией, которая упорно пытается создать евроаналог «Оскара», в пятерку номинантов на приз за «Европейское открытие года». Примечания: 1) «Евро-Оскары» вручат 1 декабря. 2) Режиссер фильма Руфус Норрис, хотя и дебютант в кино, давно признан и многократно награжден как театральный постановщик. 3) На звание «еврооткрытия года» претендует и «Портрет в сумерках» нашей Ангелины Никоновой.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.