США, 2012
02.11.2012 | Кино
Спасти любой сценойГерой Бена Аффлека спасает заложников с помощью съемок несуществующего фильма
Иран, 1979 год, Исламская революция. Американское правительство тайком вывозит своего ставленника — гнусноватого шаха Пехлеви, а сторонники пришедшего к власти аятоллы Хомейни очень недовольны. С требованием выдать бывшего правителя для публичного разбирательства, то есть показательной казни, они штурмуют американское посольство в Тегеране и берут в заложники его работников, около 50 человек. Шести американцам удается бежать через заднюю дверь. После мытарств по городу они прячутся в доме канадского посла. И хотя условия их существования вроде бы более благополучные, чем у заложников, оставшихся в посольстве, дальнейшая судьба — еще более неясна. Иранская полиция восстанавливает недоуничтоженные американские документы, рано или поздно она поймет, что кого-то среди заложников не хватает, и приступит к поискам. Методы своей работы они не скрывают: почти на каждом углу болтается очередной свежеповешенный враг режима Хомейни.
Меж тем в ЦРУ срочным порядком перебирают планы по спасению шестерых. Все сколько-нибудь внятные варианты обречены на провал с первой минуты. За исключением одной совсем бредовой идеи, принадлежащей печальному бородатому цэрэушнику Тони Мендесу (Аффлек), специалисту по вытаскиванию людей из чудовищных положений. Тони предлагает вывести американцев из Тегерана под видом участников съемочной группы канадского фантастического фильма. Вместе с двумя голливудскими знакомцами, циничным гримером (Джон Гудман) и жовиальным старичком-продюсером (Алан Аркин), он запускает проект "Арго". Начинается подготовка к производству фильма — несусветного подражания "Звездным войнам" со звездолетами в пустынях, инопланетянами и восточными красавицами. С трудом убедив начальство в том, что это и есть единственный шанс на спасение, Мендес в обличье голливудского дельца отправляется в Тегеран.
Как ни странно, эта диковатая история — абсолютно реальная. Фильм "Арго" действительно снимался. Точнее — не снимался.
Герой Аффлека получил в 1980 году высшую награду ЦРУ (отдали ему ее только через семнадцать лет, когда дело было окончательно рассекречено), написал мемуары и — забавный факт — состоит в совете директоров Международного музея шпионажа.
Аффлековский дебют "Прощай, детка, прощай" вышел уже пять лет назад, но существование этого режиссера до сих пор кажется какой-то странностью.
Сложно осознать, что человек с невыразительно-смазливым лицом, пятнадцать лет игравший какие-то глупости, умеет снимать тонкое и сильное кино.
При этом "Детка" и следующий его "Город воров", дилогия о криминальном Бостоне, смотрелись как фильмы очень личные. Казалось, что тут есть настойчивое желание проникнуть в некий мучительный узел, заставившее актера взяться за камеру. "Операция "Арго"" — кино гораздо более обычное, жанровое. Но именно оно окончательно отмечает аффлековскую режиссерскую состоятельность. Это — слаженный триллер, грустный и довольно ироничный, ни секунды не пошлый, несмотря на тему, в которой пошлости избежать почти невозможно (спасение американцем-героем своих сограждан). В общем, таких мало.
Но в нем есть какая-то червоточина.
В первых фильмах Аффлеку лучше всего удавалось ощущение почти безвоздушного пространства, спертого воздуха. Здесь это узнаваемое чувство тоже присутствует, но как бы на незаконных основаниях. Кажется, все герои чувствуют эту безвоздушность, но не говорят о ней, потому что как-то не до того: трагедии, политический кризис, национальная репутация — короче, есть дела поважнее. Но настоящий сюжет "Арго" — он не в героических поступках, а в этом зазоре, одном шаге от задыхания.
В прокате с 8 ноября
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.