Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.10.2012 | Анимация

Про дедушек

Плавучий анимационный фестиваль «Крок» выглядел как смотр заявок на ближайшее будущее авторской анимации

   

Закончился «Крок» - главный в нашей стране международный фестиваль анимации. Каждый нечетный смотр  этого плавучего фестиваля (а «Крок» традиционно проходит на корабле), - посвящен молодому кино, в конкурсе участвуют только студенческие и дебютные работы. Так что нынешний 19-й «Крок» стоит воспринимать, как тизер ближайшего будущего мировой анимации. В первую очередь авторской.

Тем, кто регулярно видит эти «молодежные выпуски» «Крока» сразу бросалось в глаза, как за последние годы изменился круг тем и сюжетов короткометражек у юных режиссеров. Еще несколько лет назад фестивальные программы были полны мрачных картин подростковых комплексов, будто бы авторы воспринимали свое кино, как курс психотерапии,  позволяющий избыть в нем страхи взросления. Картина здоровой, бескомплексной, веселящейся молодежи на палубах корабля странно контрастировала с болезненными программами в кинозале.

Сегодня ситуация кардинально поменялась. Фильмов-самокопаний осталось не так много, а тем из режиссеров, которые заняты собой, хватает тонкости и чувства юмора, чтобы сделать кино, к  которому всякий зритель сможет подключиться и даже узнать себя. Такими были, например, два призовых фильма выпускников Эдинбургского колледжа искусств. В кукольном «Я – Том Муди» Эйнзли Хендерсон говорит от лица робкого музыканта, обмирающего от страха перед зрителями во время дебютного выступления. В фильме Уилла Андерсона «Создание длинной птицы» (эта картина уже получила множество солидных наград по всему миру, а на «Кроке» взяла и приз зрительских симпатий, и престижный приз имени Александра Татарского «За высший пилотаж») – режиссер мультфильма, также мучаясь от творческой несостоятельности, выясняет отношения со своим надменным нарисованным героем. Для нас особенно забавно, что самодовольная «длинная птица», говорящая с русским акцентом и поющая Вертинского - якобы легендарное создание забытого пионера русской анимации, и фильм начинается с мокьюментари-эпизода  об этом, никогда не существовавшем, режиссере Фелтове.

Но гораздо существеннее для нынешней молодой анимации другая тенденция: все больше появляется фильмов, с искренним пониманием и сочувствием говорящим о проблемах слабых – больных, одиноких, и, прежде всего, стариков. То, что таких фильмов становится много, было видно на мировых фестивалях последнего года, но в концентрированном виде эта тенденция проявилась именно на «Кроке», кто-то даже назвал нынешний смотр «фестивалем про дедушек».

И еще важно, что среди этих картин много действительно хороших, что и подтвердил список призов «Крока»,  начиная с фильма-победителя в номинации «студенческий фильм» (то есть курсовая работа) – документальной анимации кореянки Ким Джи-Су «Дневник Темби», использующей реальный аудиодневник заболевшей СПИДом южноафриканской девушки.

Еще одна важная награда «Крока» ушла пронзительному и в то же время трезвому фильму-рассказу молодого врача «Скорой помощи» о том, как он привыкал к работе, где каждая встреча скорее с одиночеством, чем с болезнью, рвала его сердце. Йоханнес Шисль, дипломник из  знаменитой немецкой киноакадемии Баден-Вюртерберг, сделал в технологии очень простой трехмерной компьютерной анимации фильм «366 дней», через  две минуты которого ты забываешь, что это мультфильм и только следишь за тем, как юный врач учится выживать, работая в ритме бодрого «Марша Радецкого», не дающего ему останавливаться и страдать. Ну, а Гран-при получила группа французских дипломников еще одной знаменитой киношколы – Супинфоком, снявшая картину со странным названием «Рисовая или армянская», использующем слова песни Генсбура «Бумажки». В фильме речь идет о пожилой паре: муж постепенно теряет память, причем воспоминания выпадают из дырки в его голове, как смятые бумажки. Жена пытается как-то противостоять его разрушению, разглаживая и сортируя бумажки по тематическим коробкам, но в тот момент, когда Альфонс становится почти бесчувственным телом, забывшим и свою Одетту, старая женщина поднимает его, чтобы танцевать под Генсбура. И это, в некотором смысле, эпиграф к новой анимации молодых.

Я - Том МудиСоздание длинной птицыДневник Темби

Источник: Ведомости 19.09.2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.