28.09.2012 | Память
Десантник, которому не везлоУмер Павел Грачев
На 65-ом году умер Павел Сергеевич Грачев, человек, который вслед за Борисом Ельциным возглавил в 1992 году только что созданное Министерство обороны России.
Павел Грачев – одна из самых ярких фигур 90-х, которые нынешние пропагандисты иначе как «лихими» не называют. В сознании многих людей имя первого министра обороны неразрывно связано с гигантским размахом армейской коррупции, с кровавой вакханалией чеченской войны и позором поражения в ней, с убийством юного журналиста «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова.
Я, как человек, который почти все годы, пока Грачев командовал военным ведомством, наблюдал Павла Сергеевича с довольно близкого расстояния, могу с уверенностью сказать, что никаким злодеем Грачев, конечно, не был. А был он профессиональным и весьма способным военачальником. Судьба сыграла с ним злую шутку, слишком быстро вознеся на высшую военную должность в стране. То же самое произошло со вчерашними лейтенантами, которых Сталин назначал на командные должности перед войной и которых беспощадно уничтожил, свалив на них вину за первые поражения. Займи они должности чуть менее значительные, и у них была бы возможность научиться воевать, их имена были бы в канонизированном списке полководцев Великой Отечественной.
Сложись обстоятельства иначе, и Павел Грачев стал бы сейчас не менее уважаемым, чем, скажем, Георгий Шпак или Борис Громов, покинувшие свои армейские должности с почетом, а потом ставшие крупными государственными деятелями.
В советские времена деревенский парнишка, у которого явно не было блата, честно прошел все командирские должности. Практически все десантные офицеры в 80-е годы не миновали командировки в Афганистан, а Павел Грачев отвоевал там дважды – в 1982-1983 гг. в качестве командира полка и в 1985-1988 гг. уже командиром дивизии. За выполнение боевых задач с минимальными людским потерями стал Героем Советского Союза. Павел Сергеевич на собственный страх и риск стал «договариваться» с афганскими авторитетами и тем самым снизил потери. Тот, кто писал, что при прощании Грачева с дивизией «плакали даже полковые овчарки» явно преувеличивал, но служебный рост генерала говорит сам за себя.
После Афганистана он был отправлен в Академию Генштаба и посему не участвовал в военных авантюрах в Тбилиси и Баку. Практически сразу после назначения на должность командующего Воздушно-десантными войсками в интервью «Красной звезде» Грачев выступил против использования регулярной армии внутри страны. Министр обороны СССР маршал Язов сделал тогда генералу устный выговор. Показательно, что только что назначенному Грачеву не доверили ввод десантников в Вильнюс и Ригу в январе 1991-го.
У молодого командующего ВДВ сложились неплохие отношения с уже успевшим противопоставить себя Кремлю председателем Верховного Совета РФСР Борисом Ельциным. Грачев стал бывать у него на даче, обсуждать проблемы армии. Он относился как раз к той категории людей, которые вызывали у первого российского президента безоговорочное доверие.
Момент истины наступил уже в первый день путча — 19 августа 1991-го, когда Грачеву приказали арестовать все руководство России. Павел Грачев и все его заместители решили не выполнять приказ, прекрасно сознавая, что за это их ждет трибунал. Грачев позвонил командиру отряда КГБ «Альфа» полковнику Карпухину, который тоже согласился приказ не выполнять.
Справедливости ради замечу, что точно так же Грачев поступит и в октябре 1993-го, когда Ельцин (который в отличие от «гэкачепистов» проявил волю и настойчивость) вынужден был лично приехать в Минобороны, дабы «уточнить» колебавшемуся Грачеву боевую задачу и заставить его расстрелять парламент. Есть немало свидетельств того, что Грачев всеми силами пытался оттянуть и вторжение в Чечню.
Будем откровенны: при всей лояльности к Борису Ельцину Грачев всегда твердо знал, что начальство требует или невыполнимого, или преступного. И доблесть видел в том, чтобы уклониться от выполнения подобных приказов. Как мог, он стремился в момент исторического перелома не лить кровь сограждан, даже когда его прямо к этому принуждали.
Недоброжелатели, которых всегда хватало, припоминают ему исключительно первую чеченскую войну. Спору нет, война была кровавой и велась бездарно. Однако не более бездарно, чем все прочие войны. Просто как раз тогда, на переломе эпох, из рук власти выпал главный за триста лет козырь – способность быстро мобилизовать миллионы резервистов. Уж точно вины Павла Сергеевича здесь нет.
Но Грачеву и его команде удалось решить задачи гигантского масштаба.
Советская армия развалилась, нужно было хотя бы на минимальном уровне сохранить оперативный контроль над соединениями, находившимися на территории России, выполнить договоренности о выводе из Восточной Европы и Прибалтики полуторамиллионного воинского контингента, положения Лиссабонского протокола 1993 года о передаче Казахстаном, Украиной и Белоруссией ядерного оружия, находившегося на их территории. Были осуществлены самые крупные после Второй Мировой войны операции по перемещению войск и самого разрушительного оружия.
Именно при Грачеве были сформулированы принципы военной реформы — значительное сокращение общего числа объединений и соединений и доведение их укомплектованности до полного состава, ликвидация кадрированных соединений, переход от дивизионной структуры сухопутных войск к бригадной, которая стала основой уже «сердюковской» реформы. Эти принципы были со страшным скрипом реализованы лишь 18 лет спустя.
Признаюсь, Павел Сергеевич всегда казался мне «простым» мужиком, который живет сегодняшним днем. Настоящий десантник, для которого ежедневная физическая нагрузка была своеобразным наркотиком. Не раз я наблюдал, как, тряся животами, генералы из его свиты играли по приказу в футбол. Когда Ельцин, исходя из политических соображений, Грачева уволил, он спокойно повернулся и ушел. И долгие годы не давал никаких интервью, не пытался оправдать себя. Казалось, с Грачева все как с гуся вода. Но нет – умер в 64 года от инсульта. Человек, который несколько раз не позволил гражданской войне разразиться в России. Умер, тихо прожив больше 15 лет после отставки, так и не дождавшись слов благодарности. Что же, как гласит невеселая армейская мудрость, Родина всегда накажет своих героев…
Цикл состоит из четырех фильмов, объединённых под общим названием «Титаны». Но каждый из четырех фильмов отличен. В том числе и названием. Фильм с Олегом Табаковым называется «Отражение», с Галиной Волчек «Коллекция», с Марком Захаровым «Путешествие», с Сергеем Сокуровым «Искушение».
На протяжении всей своей жизни Эдуард Успенский опровергал расхожее представление о детском писателе как о беспомощном и обаятельном чудаке не от мира сего. Парадоксальным образом в нем сошлись две редко сочетающиеся способности — дар порождать удивительные сказочные миры и умение превращать эти миры в плодоносящие и долгоиграющие бизнес-проекты.