Россия, 2012
24.09.2012 | Кино
Испытание церкви«Орда» Андрея Прошкина и Юрия Арабова — одна из самых впечатляющих отечественных картин 2000-х
Наконец-то выходит «Орда» Андрея Прошкина, снятая по сценарию Юрия Арабова и получившая в июне два приза Московского кинофестиваля (за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль — актриса Роза Хайруллина).
Наша публика перестала доверять так называемым отечественным блокбастерам. Но «Орда» способна убедить в том, что у нас умеют делать большие постановочные картины.
При этом «Орда» — фильм еще и умный, вызывающий (и уже вызвавший) столкновение идеологий. Иного и не следовало ожидать как от Арабова, так и от Андрея Прошкина, создателя тонких психолого-социальных драм «Солдатский Декамерон» и «Миннесота».
О чем это. О странствии за три степи и хождении по мукам митрополита Киевского и всея Руси Алексия, отправленного в столицу Золотой Орды Сарай-Берке в 50-е годы XIV века с целью излечить от слепоты мать правящих ханов Тайдулу.
В фильме, кстати, вообще много гротеска, на который не всякий обратит внимание. Правда, как, смеясь, заметил сценарист Юрий Арабов, его гротеск по отношению к русским в окончательном варианте фильма оказался слегка порезан — гротеска по отношению к ордынцам осталось больше.
Жест Михалкова
«Орда» оказалась в конкурсе Московского кинофестиваля, президентом которого является Михалков, несмотря на то, что Андрей Прошкин возглавляет сейчас Киносоюз, альтернативный михалковскому Союзу кинематографистов России. В итоге фестиваль, безусловно, выиграл: «Орда» стала самым громким открытием ММКФ.
Отдельное слово о музыке. Вот уж право: ничего более завораживающе степного и при этом сумасшедшего я прежде не слышал. Прошкин попросил композитора Алексея Айги сочинить для фильма такую закадровую музыку, которая звучала бы как древний монгольский рок-н-ролл.
Что в этом особенного. Противоречивые толки и идеологические разногласия фильм породил после первого же показа на Московском кинофестивале. На состоявшейся тогда пресс-конференции создателей фильма обвинили в прямо противоположных грехах: и в том, что они выполнили госзаказ, показав православие единственно нравственной религией на свете, и в том, что они сотворили русофобскую и антицерковную картину.
Обвинения в русофобии — чушь, не заслуживающая комментария. Тема с госзаказом — интереснее. Да, «Орду» можно было сделать фильмом, который стал бы в один ряд с «Царем» Павла Лунгина, в котором доказывается, будто только церковь обладает у нас нравственной силой. Создатели «Орды» с легкостью могли бы ублажить нынешние политико-церковные власти. Но как сказал продюсеру фильма Юрий Арабов, когда ему предложили написать сценарий: если вы хотите ленту о государственно образующей роли церкви, это не ко мне. А вот сценарий о жертве, о слабости, способной преодолеть силу, и зле, которое себя самоистребляет, я придумать готов.
В итоге создатели «Орды», основа которой — судьба русских церкви и государства в критический момент национальной истории, отстранились от темы и церкви, и государства, сосредоточившись на личном подвиге, личной жертве и ответственности Алексия. Конечно, все равно получился апокриф — житие святого. Но его создали люди, не скованные церковными канонами и двуглавой российской идеологией.
Алексий в фильме интеллигент, оказавшийся в трагической ситуации. От него зависит грядущее страны и всего народа.
Ведь ему сказано: не вылечишь Тайдулу — испепелим русскую землю. Но он не врач. И уж тем более не колдун и не шаман, хотя позвали его именно как шамана, способного совершить чудо. Его страхи, что неудача погубит его народ, — лишь усиливает то, что он человек истинно верующий. Он знает, что вера и трюкачество — две вещи несовместные. Поэтому знает и то, что Бог не исполняет заказы на чудо (как считает Арабов, это одна из главных идей фильма). Хотя и делает отчаянную попытку излечить Тайдулу тем же способом, каким в Библии исцелил слепого Христос.
После неудачи Алексия не убьют, как других шаманов-лекарей, но отправят в ад — на рабское ордынское дно. Но Тайдула, как известно завсегдатаям галерей из полотна XIX века, вывешенного в Третьяковке, внезапно прозреет. И это в Орде поставят в заслугу Алексию. Но что нам в данном случае мнение ордынцев? Важнее, что и фильм, и митрополит (самому себе) так и не дают ответа, помог ли все-таки Господь или же святую Русь спас элементарный случай.
Сложности. Фильм выигрывает в оригинальном варианте, где представители разных наций говорят на своих языках и незнакомая речь переводится с помощью субтитров. В прокатном варианте ненавидимые массовой публикой субтитры устранены. Их заменяет закадровый перевод.
Ударный эпизод. Вся история мытарств Алексия в Орде, когда легче бы умереть, да умереть не дают, поскольку хан приставил к опустившемуся на самое дно митрополиту особого охранника, чтобы не дать тому погибнуть и заставить его испить свою чашу до дна.
Наш вариант рекламного слогана. В истории России были святые, бескорыстные, истинно верующие митрополиты.«Орда»: архитектура, быт, нравы, одежда жителей Сарай-Берке отчасти реконструированы по редким историческим источникам, но в основном талантливо придуманы.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.