Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.09.2012 | Анимация

Хиросимская арифметика

В преддверии главного в Азии фестиваля авторской анимации

   

23 августа в Хиросиме открылся 14-й международный фестиваль анимации. Этот смотр впервые был организован в 1985-м году, к 40-летию атомной бомбардировки, и теперь считается одним из четырех самых уважаемых в мире (три другие – в Аннеси, Загребе и Оттаве), и, безусловно, главным в Азии фестивалем авторской анимации.

Конкурс в Хиросиме проходит в режиме биеннале, то есть каждые 2 года, и по нынешней программе видно, что в последнее время отечественная анимация находится совсем не в лучшей форме.

Известно, что японцы очень любят российские мультфильмы, Юрий Норштейн здесь почти национальный герой, и некоторые киношколы этой страны в своих рекламных буклетах завлекают студентов рассказами о том, что у них преподают русские аниматоры. И, тем не менее, в нынешнем конкурсе есть всего два российских мультфильма (из 66 картин, участвующих в программе), хотя буквально несколько лет назад, бывало, что в соревновании участвовало больше десятка отечественных лент. От нас в Хиросиму едут «Подарок» Михаила Дворянкина – пронзительный екатеринбургский рисованный фильм о застенчивом школьнике, робеющем вручить красивой однокласснице подарок на 8 марта, и «Чинти» Натальи Мирзоян из Питера – нарисованная с помощью разных сортов сухого чая притча об индийском муравье, мечтающем построить свой собственный Тадж Махал.

Впрочем, еще одним нашим участником можно считать картину «Я видел, как мыши кота хоронили» Дмитрия Геллера, недавно получившую награду выборгского кинофестиваля «Окно в Европу». Но поскольку продюсировала этот фильм одна из китайских киношкол, где Геллер снимал картину вместе со студентами в процессе преподавания, то и в конкурсе она представляет Китай. Как и Please, Call Back Later - нарядная зарисовка о девушке, ждущей телефонного звонка, снятая   белорусской студенткой московской киношколы ШАР Юлией Рудицкой на деньги Сеульского анимационного фестиваля, теперь представляет Корею.

Надо сказать, результаты работы селекционной комиссии, которые обнародовал хиросимский фестиваль вместе с готовой программой,  многое говорят о сегодняшнем состоянии авторской анимации в мире, о ее лидерах и тех, кто сдает позиции. Если российские студии на этот раз прислали на конкурс 34 картины (два года назад их было отправлено почти 60), то страны-лидеры анимационной индустрии присылают вплоть до трех сотен картин. Но развитая индустрия еще не означает развитой авторской анимации, и из 279 фильмов, предложенными  самими японцами, международная селекционная комиссия взяла в программу только 5 картин (в процентном отношении ситуация куда хуже, чем у нас), из 176 корейских взяли 2, из 93 китайских – 1. Европейские первачи выглядят солиднее: из 171 французских фильмов в программу попали 6, из 117 британских – 7, из 143 американских – 7,  из 116 канадских – 5, а из 94-х немецких – 1. В таком раскладе видно, что хотя производство мультфильмов у нас за последние годы сильно упало, хиросимский фестиваль по-прежнему ценит российскую анимацию весьма высоко и возможно, немногочисленным отечественным фильмам все же светят высокие японские награды, которые к тому же имеют денежное выражение (по ¥1,000,000 за 2 главных приза, ¥500,000 за дебют,   ¥300,000 – спецприз и приз публики - ¥100,000). К тому же в этом году из пяти членов международного жюри, двое – отечественные. Сценарист, режиссер и продюсер Ирина Марголина, а еще художник и режиссер Игорь Ковалев, соратник Александра Татарского, начинавший с ним студию «Пилот». 20 лет назад Ковалев уехал работать в США, там стал одним из самых знаменитых в мире режиссеров авторской анимации, а в прошлом году вернулся работать в Россию. Впрочем, в хиросимском жюри он значится, как представитель США.

Что касается самой конкурсной программы, то в ней есть, как уже прославившиеся и увенчанные призами фильмы, вышедшие уже после Хиросимы-2010 (например, номинировавшееся на «Оскар» «Воскресенье» канадца Патрика Дойона и «Трамвай» чешки Михаэлы Павлатовой, недавно взявший Гран-при в Аннеси), так и совсем новые, еще нигде не засвеченные картины. Что касается параллельных, внеконкурсных программ фестиваля, то тут из главного – несколько сборников великолепного британца Питера Лорда, который в этом году исполняет роль почетного президента фестиваля и ретроспектива знаменитого чешского кукольника Иржи Трнки, посвященная столетию со дня его рождения. А еще  спецпрограмма норвежской анимации, программы студенческих и детских мультфильмов, выставки и конечно, современные японские картины и специальные сборники «Анимация за мир» - Хиросимский фестиваль не забывает, ради чего он был создан.



Источник: "Московские новости", 20 августа 2012,








Рекомендованные материалы



Смешно, если бы две зебры занимались сексом, и этого бы никто не видел, кроме меня.

О Маше Коневой, как о режиссере, все мы услышали внезапно и были заинтригованы. Она появилась не в команде выпускников школы-студии ШАР, где училась, а позже, сама по себе, как дебютант. И до того, как мы увидели ее фильм, мы узнали, что Машина короткометражка “Вдоль и поперек”, единственная из российских мультфильмов, взята в конкурс Берлинале-2018, где и пройдет ее мировая премьера.


«Нам мешает нос, нам нужно что-то решить с носом!»

Режиссер Екатерина Филиппова: "У слоненка была проблема с носом, но самое интересное, что и мне все говорили: нос длинноват, сделай покороче, его сложно будет анимировать, ты уверена, что этот персонаж должен быть с таким длинным носом? Ходили такие: нам мешает нос, нам нужно что-то решить с носом. Это и в фильме было, и в жизни, поэтому мы со слоненком сроднились."