США, 2012
09.07.2012 | Кино
Суперспособность не зависатьИгорь Гулин о «Новом Человеке-пауке» Марка Уэбба
В прокат выходит "Новый Человек-паук" Марка Уэбба — заново переигранное введение в биографию самого подросткового из сонма героев компании Marvel.
Застенчивый юноша Питер Паркер (Эндрю Гарфиллд, один из главных героев "Не отпускай меня" и "Социальной сети") живет с дядей и тетей, хорошо учится, мастерит механизмы и вздыхает по сексуальной однокласснице Гвен (Эмма Стоун), которая встречается с главным школьным бугаем. В общем, живет обычной жизнью будущего супергероя. Иногда Питер вспоминает, что у него был папа — гениальный биолог, который исчез при таинственных обстоятельствах. Однажды он узнает, что Паркер-старший работал с другим ученым Куртом Коннорсом (Рис Иванс). Он знакомится с доктором, проникает к нему в компанию, а когда все отворачиваются, забирается в одну из секретных лабораторий, где его кусает маленький паучок. Дальше — известно что: мальчик обнаружит неожиданные ловкость и силу, научится прыгать по стенам и ловить тяжелые предметы, придумает костюм и отправится в город ловить преступников. Также Питер добьется любви Гвен и уважения доктора Коннорса. Для ученого он доведет до ума формулу, позволяющую привить к любому животному регенерирующие способности ящерицы. Доктор, у которого по какой-то причине одна рука, вколет вакцину себе, превратится в огромного чешуйчатого монстра, и Питеру придется вступить с ним в поединок. Одновременно герой приблизится к тайнам своего отца, но приблизится нерешительно — с запасом на сиквел.
"Новый Человек-паук" — это то, что называется перезапуск: когда существующая франшиза начинается сначала и все предыдущие фильмы будто бы не считаются. Такое происходит, когда сериал про популярных персонажей либо закончился логически, либо предыдущая трактовка устарела, показалась продюсерам неудачной.
Но в случае "Человека-паука" это не так. Три фильма Сэма Рейми с Тоби Магуайером были совсем недавно. Он собирался снимать четвертый, но как-то не договорился со студией, и решение начать все заново кажется вынужденным и нелепым.
В перезапуске главное — что известная история оказывается чем-то немного другим. Так Кристофер Нолан сделал из барочного аттракциона "Бэтменов" политический триллер, а Мэттью Вон в "Людях Икс: Первый класс" из героической мыльной оперы — ироничное ретро. Что стоило делать с "Человеком-пауком" после Рейми — не очень понятно. Его трилогия была совершенна. В смысле не качества, а идеального воплощения принципов жанра. "Человек-паук" Рейми — это "как надо" комикса: ни шага в сторону, никакой культурной или психологической рефлексии, буквальная экранизация подростковой фантазии. Пришедший ему на смену Марк Уэбб работает в тех же координатах. Но если для гениально чувствующего почти любой жанр Рейми это "как надо" было абсолютно органично, то у Уэбба получается вымученно.
Выходит та же история, но с другим мальчиком, в 3D — и не так весело.
Как было понятно уже по его дебюту, популярной хипстерской мелодраме "500 дней лета", Уэбб — специалист по не нарушению, но ненавязчивому щекотанию конвенций. В его "Человеке-пауке" такого много. Питер становится косвенным виновником смерти дяди, но, чуть-чуть пострадав, остается таким же легкомысленным душкой. Он трагически клянется отцу Гвен, что не будет встречаться с ней, чтобы обезопасить девушку, но скоро решает, что чувство будет поважнее. Он, в конце концов, сам создает монстра, который разносит полгорода, но переживает так, будто плохо сделал домашнее задание. Если бы фильм Уэбба не был таким бестолковым, можно было бы порассуждать о том, что его Человек-паук — новый вариант супергероя, у которого атрофирована обязательная для его предшественников травма, болезненная ответственность, неотделимая от силы. Но для такой тревожной культурной диагностики, наверное, нужен более серьезный повод.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.