Никола-Ленивец, 7 и 8 июля
20.07.2012 | Арт
Фестиваль на открытом мозгеИгорь Гулин о «Вселенском разуме» Николая Полисского
7 июля, за три недели до "Архстояния", идеолог фестиваля, художник и архитектор Николай Полисский, представит там же, в окрестностях деревни Никола-Ленивец Калужской области, свой новый проект — самую большую из всех созданных им ландшафтных инсталляций под названием "Вселенский разум".
В этой работе определяющее для Полисского и его соратников по российскому ленд-арту натяжение между народным ремеслом и современным искусством, пристрастием к природным материалам и технологической изворотливостью, иронией и утопией выходит на новый, как никогда, кажется, отчетливый уровень. "Вселенский разум" состоит из двух частей. Одна — большой деревянный памятник человеческому мозгу, удивительная извилистая конструкция, напоминающая плод совместных усилий сюрреалиста и конструктивиста и представляющая собой одновременно трибуну для выступлений. Вторая — ведущие к мозгу колоннады из деревянных же ракет-курганов.
Все это вместе занимает около гектара и кажется то ли громадным архаичным компьютером, то ли величественным храмом неизвестной культуры прошлого-будущего, посвященным сокрушительной мощи людского сознания.
Представление "Разума" сопровождается и программой концертов и перформансов. Самое любопытное из них — "Камлание Перельмана" лаборатории "Театрика". Пройдет оно правда не в "Разуме", а в другой, созданной в прошлом году инсталляции Полисского "Городище" — реконструкции когда-то находившегося здесь поселения древних вятичей. Действо по задумке представляет собой нечто вроде шаманского обряда по доказательству теоремы Пуанкаре, то есть тоже своего рода парадоксальное торжество разума. Помимо этого, в течение вечера пройдут перформансы нескольких заметных русских саунд-артистов, а закончится все концертом знаменитого британского электронного дуэта The Orb. Выступать они будут прямо из деревянного мозга Полисского.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.