Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

26.06.2012 | Анимация

Жуки, пьяницы и любовь

Студенческая программа Загребского анимационного фестиваля

Второй по значимости конкурс на загребском анимационном фестивале – студенческие работы. Здесь даже на открытии дают приз за лучшую анимационную школу (его на этот раз получила киношкола из Турку), а в программе представляют большие студенческие ретроспективы из разных стран. «Анимафест» подходит к концу и зрители уже успели посмотреть все три конкурсные студенческие программы. В ожидании решения жюри, стоит рассказать о том, что показалось самым интересным.

«Мальчик из жевательной резинки» выпускника  токийской киношколы Масаки Окуда уже побывал на многих престижных фестивалях. Вообще, силу  молодого поколения японских независимых режиссеров, учеников Коджи Ямамура в токийском университете, сегодня отмечают все знатоки и любители анимации, в прошлом году именно им был отдан загребский приз за лучшую киношколу. По фильму Окуда видно, что дело тут не только в необычной манере рисунка или  в особой загадочной логике молодых японцев (хотя все это есть), но и в том, что они невероятно умелые режиссеры, так отлично обученные, что наши им могут только позавидовать. Окуда рисует историю про одинокого младшеклассника, которого никто не любит в школе, а сам он любит только жевательную резинку, и, выдувая из нее пузыри, представляет себе полеты и другие миры. Сюжет простой, многие молодые японцы снимают про детское одиночество и некоммуникабельность. Но киноязык, которым Окуда все это рассказывает, полный невероятных превращений и стремительных смен ракурсов, - такой изощренный, что просто захватывает дух.

https://www.frequency.com/video/gum-boy-by-masaki-okuda-japan-hq/14513967

Страшноватый фильм «Кишение» Йони Маннисто, надо сказать, во многом напоминает работы молодых японцев, хотя сам режиссер окончил финскую киношколу в Турку. Он нарисовал нарядную  историю про бойкого мальчика, который нашел на дороге мертвую птицу и заметил, что ее внутренности просто кишат насекомыми. Ребенок радостно стал всех этих жуков и гусениц давить, а они тем временем залезали ему под одежду, в уши, в нос. И, в конце концов, мальчишка превратился в кишащую гору насекомых, которые разбежались, увидев в небе птиц. А на дороге не осталось ничего. Это яркое и сумасшедшее кино с типично финским черным юмором, явно было среди фаворитов оргкомитета – его даже включили в престижную программу открытия фестиваля.

Еще один фильм из Турку в конкурсе фестиваля – обаятельная сатира «Кто свистит?» Санни Лахтинен. Сказка о королевстве, где подданные с утра выходят из домов, сложив губы трубочкой для поцелуя королевской руки, а надутый важностью король принимает поцелуи от выстроившегося в очередь  народа. Вдруг раздается свист и король в гневе ищет насмешника, и тут, прямо как в сказке Андерсена, маленькая девочка случайно видит трещинку в штанине самого короля и непочтительно тычет в нее пальцем. Тогда-то король лопается и со свистом улетает. Надо сказать, по рисунку Санни видно, что одним из ее учителей был Прийт Пярн, звезда эстонской анимации, несколько лет преподававший в Финляндии. Теперь он набрал курс в Таллине, и на фестивале можно было видеть его первых выпускников. Надо думать, эстонская школа анимации тоже скоро возьмет загребский приз.

https://vimeo.com/13907826

«Завтрак на траве» Эрика Алунурма – как раз один из фильмов таллиннских учеников Пярна. И вместе с тем оммаж гениальному одноименному фильму самого Пярна, в позднесоветские времена получившему и Гран-при Загреба, и отечественную «Нику». Если у Пярна четыре истории замордованных советских жителей к финалу сводились к тому, что герои располагались картиной Мане, то у его ученика кукольные герои уже не обыватели, а люмпен-алкоголики. Социальная лестница ведет персонажей знаменитой картины чем дальше, тем ниже. Четыре беспрестанно падающих пьяницы к финалу складываются в шаткую конструкцию, вновь напоминающую знаменитую картину.

https://vimeo.com/40401835

«Мушиная мельница» - кукольный фильм еще одной студентки Пярна – Анны-Лоры Туттельберг. Фантастическая история об охотниках и о мельничихе, выкармливавшей уток хлебом, испеченным из молотых мух. Самое завораживающее в этом фильме даже не сама история, а загадочная атмосфера, созданная с помощью как будто старинных фарфоровых кукол, похожих на персонажей из фильмов братьев Квей.

(На видео - съемки фильма)

Фильм «Вдова Кайю» выпускницы парижской киношколы Агнесс Патрон только что получил главный приз на чешском «Анифесте» и вообще оценен профессионалами очень высоко. Это грустная история об одинокой вдове, связавшей себе из палочек ребенка. Но это колченогое существо, в отличие от других сказок, так до конца и не оживает – только глаза горят. Агнесс нарисовала и выцарапала этот фильм густыми чернилами на стекле, оттого он кажется похожим на мрачную гравюру.

«Бутылка» американки Кирстен Лепор – самая простая и сентиментальная история из всей программы, но имеющая уже очень много наград.

Это сделанная прямо на натуре трогательная сказка о «романе в письмах» между песочным существом, живущем на теплом пляже и снежным – созданным из горки снега на северном берегу. Они шлют друг другу по морю в бутылке то песок, то льдинку, то комок ила, то шишку. Постепенно песочный становится все больше похож на мужчину, а снежная – на женщину, и, наконец, не в силах оставаться друг без друга, они движутся навстречу любви по океанскому дну.



Источник: "Московские новости" 2 июня 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.