14.06.2012 | Кино
Полюбила ведьма вампира«Мрачные тени» Тима Бертона не пугают, не забавляют, а скорее озадачивают
Готическая комедия Тима Бертона «Мрачные тени» сделана по мотивам одноименного сериала, шедшего в Америке с 1966 по 1971 год. Сразу трое создателей фильма — сам Бертон и актеры Джонни Депп и Мишель Пфайффер — до безумия восторгались этим сериалом в детстве и юности. Странно, но все считают, что это был первый массовый сериал в Америке с участием нечистой силы. А как же знаменитая, тоже затем экранизированная «Семейка Аддамсов», стартовавшая еще в 1964-м? Но «Семейка Аддамсов» — товар штучный. Было снято всего тридцать серий. А «Мрачные тени» — первая в истории мыльная опера с ведьмами и вампирами: вампирский вариант «Санта-Барбары». Ее показывали в дневные часы. Было снято — просто волосы дыбом встают — 1245 серий. Так что фильм Бертона имеет к сериалу весьма отдаленное отношение.
Суть в том, что в Америке 1972 года появляется вампир, пролежавший заточенным в гробу почти два столетия. Его — с длинными ногтями, упомянутыми в названии фильма мрачными тенями под глазами и в камзоле XVIII века — изображает Джонни Депп. Вампиром его сделала, а затем заточила в гроб ведьма — этакая панночка с лицом экс-девушки Джеймса Бонда Евы Грин, любовь которой он отверг ради другой. Ту, другую, ведьма погубила тоже, и теперь ее призрак печально разгуливает по земле.
Вампир после случайного освобождения (гроб откопали строители) возвращается в родовое поместье — некогда шикарное (его родители и он сам, перебравшись в Америку из Англии, основали тут крупную рыболовецкую компанию и даже создали городок своего имени), а теперь запущенное, наполненное некоторым количеством потомков-фриков — единственный нормальный человек в семье ее глава, которую изображает Мишель Пфайффер. Над семейством все два столетия нависают несчастья, потому что ему по-прежнему пакостит та же ведьма, которая осталась такой же прекрасной и заправляет теперь городом, прибрав к рукам рыбную промышленность. Новоприбывший вампир, желая восстановить авторитет рода, решает дать ненавистной сопернице деловой бой и восстановить семейный бизнес.
Должен признать, что этот факт показался мне самым смешным в первой половине фильма. Согласитесь, что когда вампир и ведьма, которым вроде хватает поводов для разборок уже потому, что он ее отверг, а она два века продержала его в гробовом плену, вступают еще и в жесткую конкурентную битву за рынок, то это выглядит как-то слишком по-американски. Причем, судя по всему, Бертон не усматривает в этом сюжетном казусе ничего смешного. Он ставит на совершенно другие шуточки, в основном абсурдистские, иногда удачные, иногда не слишком.
Тут-то и начинаются мои сомнения по поводу фильма. По правде сказать, прошел день, а я так и не смог определиться, нравится он мне (при всех бертоновских придумках) или нет.
Возникает ощущение, будто Бертон не вполне понимает в последние годы, что снимать и зачем.
При всем уважении к нему, по мне с конца 1990-х он сделал только две с половиной по-настоящему хорошие картины: «Сонную лощину» и «Труп невесты» (половинка — это «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит». Некоторым очень нравится также его «Крупная рыба», но мне не слишком).
Персонажам «Мрачных теней» не сочувствуешь. Тем более что герой Джонни Деппа, которому вроде бы должно сопереживать, выглядит тоскливо, а-ля Носферату, и регулярно отправляет на тот свет невинных людей (почему не пьет покупную кровь? Что-то Бертон полюбил положительных дешегубов — вспомнить того же Суини Тодда). Романтическая линия (а в поместье появляется новая горничная, которая словно бы реинкарнация той девушки, которую герой Деппа любил двести лет назад) особенно не вдохновляет. Сюжет не слишком заводит, хотя вторая половина фильма поинтереснее.
Поскольку не можешь допустить, чтобы умница Бертон снял картину просто так, лишь отдавая дань уважения любимому сериалу юности, начинаешь искать в «Мрачных тенях» скрытые либо хоть какие-то смыслы. Я в итоге нашел два.
Первый: это фильм о том, что зло бывает разным. Персонаж Деппа, в чем он признается сам, не добрый и не хороший. Но он стал монстром не по своей воле и по-прежнему враг истинного зла, под которым понимает сатанинские силы. Когда он сражается с этими силами, то хотя бы на время становится представителем добра.
Второй смысл: нет ничего хуже, если тебя полюбит не тот, кто надо. Персонаж Деппа сам, конечно, виноват — поматросил и бросил в XVIII веке девушку, вовсе не ожидая, что та окажется мстительной ведьмой. Но учтем два отягчающих обстоятельства, которые и привели к тому, что месть ему стала такой жестокой: а) девушка с младых ногтей испытывала к богатому семейству Коллинзов, которое представляет Депп, классовую ненависть; б) она его, зараза такая, и сейчас продолжает любить, добиваясь взаимности. Оттого звереет все больше и больше. Короче, думай, пока не поздно, кому можно позволять в себя влюбляться.
Ответный удар
Предположив, что «Мрачные тени» — фильм про то, как это опасно для мужчины, когда его слишком сильно любит женщина, автор этих строк невольно вспомнил о том, что почти во всех своих фильмах Бертон превращает своих жен-актрис в монстров и часто разными способами спроваживает их на тот свет. Свою бывшую подругу Лизу Мари он садистски угробил в фильмах «Марс атакует!» и «Сонная лощина». Свою нынешнюю Хелену Бонэм Картер (она в «Мрачных тенях» — живущая в усадьбе психиатр-алкоголичка) тоже, мягко говоря, не щадит. Правда, на сей раз с гибелью ее героини не все так просто, но еще неизвестно, что хуже.
Отдадим все же должное Бертону. Он придумал для фильма остроумный черный финал. Когда персонаж Деппа начинает надеяться, что избавился-таки от вечного преследования (подробности в фильме), глаза вдруг раскрывает другая, про которую он думал, что давно отправил ее в тартарары и у которой на него тоже есть свои виды.
P.S. На выходе из зала парень лет 20 сказал своей девушке: «Хрень оказалась». Правда, парень не производил впечатления того, кто изнемогает от усталости, размышляя над увиденным на экране.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.