Театр "Практика"
15.05.2012 | Театр
Бизнес-презентация герояАртемий Лебедев на сцене «Политеатра»
Мне нравится проект «Человек.doc» в театре «Практика». Даже не сам проект (из составляющих его многочисленных спектаклей я видела недостаточно, чтобы судить), сколько идеология: взять знаменитость и через историю, рассказанную им от первого лица, показать героя живым человеком. Истории эти сочиняются на основе многочисленных интервью, так что получается, если не исповедь, то, по крайней мере, некая вытяжка, из которой мы можем понять что-то важное, что нам не было видно, когда мы представляли себе персонажа только как условное «медийное лицо». Тут, конечно, самое главное – получился ли контакт драматурга-интервьюера с персонажем, раскрылся ли герой. Если нет, то не стоило и огород городить.
Это я все к тому рассказываю, что последняя премьера «Пректики», вышедшая на ее большой филиальной сцене в Политехническом музее, была посвящена поп-звезде русского интернета Артемию Лебедеву. И было очевидно: Лебедев не захотел раскрыться. А может и не сумел.
На самом-то деле выбор фигуры для спектакля «Политеатра» был безошибочен: для молодой публики «Практики» Лебедев действительно кумир, его блог в Живом Журнале читают и комментируют тысячи людей и, наверное, им интересно, каков на самом деле юзер tema, когда говорит искренне, а не представляется хунвэйбином и ерником. Вроде бы формально, в монологе, который написал от имени Лебедева Владимир Забалуев, это есть, герой беспрестанно объясняет, что на самом-то деле он застенчивый интеллигентный неудачник и задрот, а блог для него, - как майка супермена с логотипом, только надел и сразу стал победителем, наглецом и матершинником. Поэтому исполнитель роли Лебедева Юрий Муравицкий (он же один из двух постановщиков спектакля), выходит на сцену в идиотском голубом комбинезончике супермена с узнаваемым одноглазым логотипом Темы на груди. И в момент самых патетических взлетов, герой натягивает на глаза бэтменскую шапочку и жжет слушателей напалмом, вскакивая для этого на верхушку гротескно огромной лекторской трибуны. Но, тем не менее, никаким задротом герой не выглядит, а рассказы о том, какой он в жизни вежливый и кроткий, кажутся одной из тех многочисленных пиар-стартегий, которые практикует сам Артемий Лебедев в своей профессиональной жизни руководителя дизайн-студии и блоге. А герой спектакля становится рупором того же самого блога.
В спектакле «Лебедев» излагает свою жизненную позицию так, как делают презентации на бизнес-семинарах. Поддерживая эту интонацию, режиссеры и сделали главным элементом оформления высоченную лекторскую трибуну, за которой стоит наш супергерой в комбинезончике и, попивая водичку, читает доклад, сложенный толстой стопкой. На огромный экран у него за спиной проецируются картинки и простенькая анимация, глумливо иллюстрирующая все, о чем идет речь, и это дополняет восприятие монолога, как бизнес-презентации. В сущности, лучшее, что есть в этом спектакле, и состоит в парадоксальном несоответствии между важной «лекторской» мизансценой и интонацией докладчика, вещающего перед молодой публикой, сидящей на скамейках аудитории Политехнического, как на лекции в университете, и издевательским матерщинным текстом в сопровождении столь же отвязных картинок.
Никакого Человека.doc не получилось – вышел разыгранный на сцене блог юзера tema, очередная пиар-акция Артемия Лебедева. Планировал ли он такой поворот, или из всего, что ни делает Лебедев, получается «калашников», мне неведомо. А может все дело в том, что теперь уже никто, даже работавший с ним драматург, не может воспринимать человека вне его интернет-маски. Но как бы то ни было, публику это нисколько не расстраивает, молодые зрители пришли на этот коротенький спектакль именно для того, чтобы встретиться с одноглазым юзером tema, и, кажется, уходят из «Политеатра» вполне развлеченные и довольные.
Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.
Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.