США, 2012
11.05.2012 | Кино
СуперкапустникСюжет нового фильма, впрочем, не основан на конкретном комиксе — он вполне самостоятельный
В прокат выходят "Мстители", новый фильм по комиксам компании "Марвел", в котором встречаются Железный человек, Халк, Тор и Капитан Америка. Поставил его Джосс Уидон — важный человек в сериальной культуре, придумавший "Баффи — истребительницу вампиров", "Светлячка" и "Кукольный дом". Сам комикс "Мстители" выходит с 1963 года, поначалу в команду кроме четырех вышеназванных участников входили подзабытые Человек-муравей и Оса. В следующие десятилетия состав менялся, но оставался главный принцип — "Мстители" занимаются теми бедами, которые не под силу одному супергерою. Сюжет нового фильма, впрочем, не основан на конкретном комиксе — он вполне самостоятельный.
Злой скандинавский бог Локи (Том Хеддлестон) попадает на землю. В его планах — сделать ее своей личной планетой, где он наконец-то полноценный бог, поработить человечество, а для этого привести сюда расу инопланетных существ, приютивших его после бегства из Асгарда (смотри финал "Тора"). В обмен он обещает им Тессеракт (это такой светящийся магический куб, изготовленный Одином и не по назначению использовавшийся нацистом Красным Черепом в "Капитане Америка"). В первые же минуты фильма Локи похищает куб у секретной службы ЩИТ. Глава ЩИТа Ник Фьюри (многообещающе мелькавший в эпизодах прошлых марвеловских фильмов Сэмюэль Джексон), решив, что дело плохо, возвращается к заброшенному проекту команды супергероев. Это, во-первых, пролежавший с середины Второй мировой в арктических льдах Капитан Америка (Крис Эванс), во-вторых — летающий гений-самодур Тони Старк (Роберт Дауни-младший), в-третьих — скрывающийся от мира ученый Брюс Баннер, в минуты ярости превращающийся в зеленого монстра. Для этого марвеловского героя почему-то чаще всего приходится менять актеров: на этот раз вместо Эдварда Нортона (а до того — Эрика Баны) Халка играет Марк Руффало, и из печального красавца он стал застенчивым невротиком. Также в "Мстителях" состоят чудо-лучник Соколиный Глаз (Джереми Реннер) и бывшая русская шпионка Наташа Романофф (Скарлетт Йоханссон). Чуть позже за братом прилетает божественно-неотесанный Тор (Крис Хемсворт). Местные сначала с ним дерутся, но позже понимают, что он — за добро.
Главный сюжетный двигатель "Мстителей" состоит в том, что эти герои совершенно не умеют работать в коллективе. Половину фильма они сражаются со злодеями, а вторую — по-школьному меряются способностями и чихвостят друг друга, иногда шуточками, иногда — тяжелыми предметами. В общем, "Мстители" представляют собой нечто вроде громыхающего супергеройского капустника.
На это же ощущение работают и ряд юмористических камео разных хороших людей (Ежи Сколимовски, Гарри Дин Стэнтон и пр.).
Это, кажется, важный момент в истории фильмов по марвеловским комиксам, превратившихся за почти 15 лет в целый небольшой жанр. Отделение компании Marvel, контролирующее фильмопроизводство, появилось в конце 1990-х — тогда подряд начали сниматься трилогии про Блэйда, Людей Икс, Человека-паука. Это была, конечно же, индустрия, но индустрия на редкость симпатичная. Эти фильмы, за парой исключений, не были шедеврами, но во всех них была очень притягательная дурь: "Люди Икс" походили на абсурдную мелодраму (герои там не столько спасали мир, сколько надрывно выясняли отношения), "Человек-паук" очаровывал оголтелой подростковостью, оба "Халка" — наивным фрейдизмом, первый "Железный человек" — невозмутимым хулиганством, а "Призрачный ездок" и вовсе был Николас Кейдж с горящей головой. Но в какой-то момент все испортилось — отчасти когда Marvel Studios сконцентрировались на серии картин с переходящими персонажами. Сами фильмы почти сразу стали однотипными, прекрасная несуразность из них если и не исчезла полностью, то стала полностью высчитанной. И, превращая в "Мстителях" конвейер в капустник, то есть обозначая абсолютную окаменелость жанра, Уидон делает в этой дурной игре, кажется, единственную приличную мину.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.