Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.04.2012 | Кино

Эй, вратарь, готовься к бою

Фильм «Матч» выходит в России и на Украине на майские праздники

«Матч» Андрея Малюкова подается его создателями как патриотический экшн. Пожалуй, более неуместного определения придумать было нельзя. Поскольку картина с очевидностью подтверждает, что герои наших военных картин сражаются теперь не за Родину, а только за собственную честь и своих любимых...

«Матч» — экранизация трагической истории о том, как в 1942 году в оккупированном Киеве советские футболисты (по одним версиям, военнопленные, по другим, недавно освобожденные из лагерей) играли в футбол с немцами. И выиграли, хотя им приказали проиграть. История попала в советскую прессу в конце 1943-го. Тогда же родилась формулировка «Матч смерти». Про него написано несколько повестей. С детства помню концовку одной из них — ее читали по радио: «После игры всех одиннадцать футболистов повезли на расстрел».

В 1963-м легенду экранизировал Евгений Карелов — тот самый, что вскоре снимет «Служили два товарища»: фильм назывался «Третий тайм». В 1981-м сюжет в оптимистическом голливудском духе препарировал знаменитый Джон Хьюстон. В его фильме «Победа» сборная военнопленных мира, в которой, кстати, не было русских, обыгрывала главную сборную Германии. В роли одного из нападающих снялся король футбола Пеле, ворота сборной военнопленных защищал Сильвестр Сталлоне.

«Матч» старался соответствовать фактам, которые более или менее известны. Он рассказывает не о какой-то единственной игре, а о том, что в Киеве 1942-го был устроен чемпионат, в котором приняла участие и команда хлебозавода «Старт». Она разгромила всех — и команду с патриотическим названием «Рух», и сборные разных подразделений оккупационной армии: как немецких, так и венгерских. Но от легенды фильм все-таки не уходит. Красивая легенда гласит, что за «Старт» в основном играли бывшие футболисты знаменитого в СССР киевского «Динамо» (хотя состав был пестрым). Соответственно простые болельщики в «Матче» начинают патриотически воспринимать победы «Старта» как триумф «наших динамовцев над командами фрицев и полицаев». А немецкое командование начинает раздражаться.

И в конце концов выставляет против «Старта» команду Flakelf. В первой игре Flakelf побежден, но к матчу-реваншу усилен профессионалами из лучших клубов Германии. В гестапо вызывают главного героя фильма — капитана «Старта» вратаря Николая Раневича, прообразом которого послужил вратарь киевского «Динамо» и «Старта» Николай Трусевич. Его предупреждают, что в случае успеха «Старта» всех игроков убьют. То же ожидает и возлюбленную вратаря (ситуация с ней мелодраматизирована настолько, что лучше мы о ней умолчим. Иначе погрязнем в деталях.

Главное, что Раневича изображает Сергей Безруков. А его любимую — Лиза Боярская. Любого зрителя тут же начинает волновать вопрос: а где же неизбежный при таком актерском сочетании Константин Хабенский? Недочет: Хабенского в фильме нет).

И «Старт» поначалу действительно сдает игру. Но затем игроков разбирает злость. А Раневич ловит ободряющий взгляд любимой, прячущейся среди болельщиков. И «Старт» рвет Flakelf на мелкие кусочки.

Вот тут интересный момент: почему «Старт» решает победить — даже ценой жизни. В финальных титрах сказано, будто футболистов расстреляли через неделю. Исторические источники это опровергают. Но мы сейчас не собираемся влезать в исторические споры. Для нас важнее, какие мотивировки вкладывают создатели фильма в сознание героев.

Авторы фильма, напомним, определили его жанр как патриотический экшн. Но футболисты «Старта» руководствуются отнюдь не патриотизмом. Они не мстят за Родину, как мстили и погибали за нее абсолютно все герои фильмов про Великую Отечественную, снятых до 1991 года. Никто из персонажей фильма, кстати, не участвует в Сопротивлении, а главный герой Раневич осуждает мальчишку, раздающего антигерманские листовки, ведь из-за них расстреливают заложников.

Игроки «Старта» идут на смерть ради собственной чести, потому что их достали: запугивание, новые хозяева жизни, собственная трусость перед лицом товарищей и любимых женщин, что сидят на трибунах. Мотивировка старых советских военных фильмов: «За Родину! За Сталина!». Мотивировка «Матча»: «Да пошли вы все!.. Получайте, гады!»

С одной стороны, кажется, что очень по-голливудски. Голливудский герой сражается за родные Штаты или ловит опасного преступника не только ради страны или торжества закона, но и для того, чтобы доказать себе: я смогу! Смогу победить, даже если противник по всем показателям сильнее меня.

С другой стороны, это поворот в сознании отечественных сценаристов, режиссеров и продюсеров (наметившийся еще в «9 роте»), которые явно сомневаются, что наша молодая, склонная к индивидуализму публика способна поверить, будто человек готов на самопожертвование ради такой абстракции, как Родина.

Он готов на самопожертвование ради упомянутой чести, ради друзей и, конечно, ради любви. Не зря у «Матча» два слогана: один патриотический — «Победа за нами», второй мелодраматический — «Любовь и судьбу отменить невозможно».

Заметьте: все наши последние фильмы про героев, независимо от того, в каких ситуациях герой себя проявляет, от «Адмирала» до «Высоцкого», это в конечном счете мелодрамы. Герой за что-то борется, будь то свободная Отчизна или право на свободное творчество, но при этом едва ли не самое главное для него — это то, что у него в жизни есть любовь. С которой все очень непросто, но которая только и дает ощущение истинного счастья и смысла жить.

Только таких героев, по мнению продюсеров, современная публика способна понять и полюбить. Если бы герои только и делали, что сражались за Родину и отдавали бы ей свои жизни, зрительской любви им бы не досталось.

Родная или рiдна?

В случае с «Матчем» ситуация вокруг понятия Родина особенно запутанная. Фильм вызвал протесты в Киеве, потому что все полицаи изъясняются в нем на мове, а вот игроки команды «Старт» — на русском. (В защиту авторов сценария можно сказать, что немцы-переводчики говорят только по-русски и заставляют говорить по-русски украинцев, что доказывает их истинное — отнюдь не союзническое — отношение к Украине и украинской культуре.) Авторы фильма запутались и сами, заявив в буклете к фильму, что в 2012 году у российской сборной по футболу есть шанс отметить юбилей легендарного матча игрой на чемпионате Европы. Стоп! А наследник команды «Старт» и киевского «Динамо» начала 1940-х разве не сборная Украины, которая как раз и принимает вместе с Польшей чемпионат Европы?



Источник: Московские новости, 24 апреля 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.