Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

20.04.2012 | Кино

Режиссерская сборная

Каннский фестиваль верен своим любимым авторам. Среди них теперь и Сергей Лозница

Позавчера в знаменитом парижском отеле Intercontinental — Le Grand Hotel была объявлена официальная программа юбилейного 65-го Каннского кинофестиваля, который пройдет с 16 по 27 мая. В конкурсной программе 21 фильм — в том числе «В тумане» Сергея Лозницы, снятый по повести Василя Быкова.

Каннский фестиваль заявляет в своих коммюнике, что старается меняться в соответствии со временем. В частности, отбирает фильмы, сделанные с помощью новых технологий, стал в конце 2000-х более политизированным (хотя еще недавно равнодушно спроваживал все политическое кино фестивалю в Берлине). Но в одном он остается неизменным. Он верен режиссерам-авторам. Только у Каннского фестиваля есть список своих фирменных режиссеров. Строго говоря, это все самые известные режиссеры мира. Кого-то из них Канн открыл самолично, кого-то увел у фестивалей-конкурентов — тех же Берлинского или Венецианского.

В этом смысле появление Сергея Лозницы среди участников Каннских баталий — совсем не сенсация, хотя «В тумане» — лишь вторая его игровая картина, а до этого он прославился как документалист.

Дебютный игровой фильм Лозницы «Счастья мое» не породил высоких оценок в Канне 2010 года, но вызвал большой шум в кулуарах, а затем и бурю в русском интернете, где его в основном обсуждали не глядя: одни хваля за честность в изображении русской души и провинции, другие — понося за непатриотизм.

Уже тогда стало ясно, что Лозница попал в сферу интересов Канна. И уже сейчас понятно, что фильм «В тумане», в котором человек должен сделать нравственный выбор в аморальной ситуации войны, тоже обречен на непримиримые противоречивые оценки. Кстати, у нас считают фильм своим, но вообще-то он совместного германо-российско-голландско-белорусско-латышского производства. Но поскольку действие происходит в СССР, язык — русский, и актеры — наши, в том числе известные, то будем смело считать: это наше кино.

От нас — к остальному миру. Среди режиссеров — участников каннского конкурса 2012 года — сразу четверо уже были обладателями главного приза «Золотой пальмовой ветви»: иранец Аббас Киаростами, англичанин Кен Лоуч, австриец Михаэль Ханеке и румын Кристиан Мунджиу. Каннские награды под иными названиями (вплоть до второго по значимости приза Гран-при) доставались в разное время многим другим конкурсантам-2012: французам Жаку Одияру и Алену Рене (патриарху в июне должно исполниться 90), канадцу Дэвиду Кроненбергу, итальянцу Маттео Гарроне, корейцу Хон Сан Су, мексиканцу Карлосу Рейгадасу, бразильцу Вальтеру Саллешу, датчанину Томасу Винтербергу.

Австриец Ульрих Зайдль, француз Леос Каракс наград в Канне пока не получали, но ясно, что тоже относятся к числу каннских любимцев, как и египетский режиссер, чьи имя и фамилию мы предпочтем написать латинницей — Yousry Nasrallah. Недавно в неофициальный узкий ряд любимчиков попали еще два участника конкурсных баталий — кореец Им Сан Су и американец Джефф Николс.

Абсолютных новичков среди каннских конкурсантов раз-два и обчелся. Но и те — какие новички? Почти все успели сделать громкие картины и завоевать многочисленные награды.

За спиной у американца Ли Дэниелса — «Бал монстров» и оскаровский хит «Сокровище». Новозеландец Эндрю Доминик снял, в частности, оцененную многими киноманами картину «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». А австралиец Джон Хиллкоут — модную постапокалиптическую драму «Дорога».

Нельзя считать сенсацией и дебют в каннском конкурсе американца Уэса Андерсона — сенсация лишь в том, что его «Королевство полной луны» выступит в почетнейшей роли фильма-открытия Каннского фестиваля. Но это, возможно, один из самых необычных фильмов лета — абсурд про мальчика и девочку, сбежавших из бойскаутского лагеря. Масса суперзвезд (Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Фрэнсис Макдорманд, Тильда Суинтон, Харви Кейтель). Изумительные визуальные образы. Уэса Андерсона пока не считают мэтром, хотя у него много поклонников. Нынешнее признание Каннским фестивалем, возможно, заставит киномир гораздо более восторженно отнестись к его прежним работам: «Академии Рашмор», «Семейке Тененбаум», «Поезду на Дарджилинг» и т. д.

Немало любопытного во второй по значимости программе «Особый взгляд» (как, например, не посмотреть альманах про Кубу, среди авторов которого Бенисио Дель Торо, Хулио Медем, Лоран Канте, Элия Сулейман и Гаспар Ноэ?), а также во внеконкурсных секциях фестиваля: новые фильмы Бернардо Бертолуччи, Филипа Кауфмана, Такаси Миике, Дарио Ардженто, Фатиха Акина, недавнего каннского триумфатора Апитчапонга Вирасетакуна, а также специальный альманах к 65-летию фестиваля — такие альманахи, которые каждые пять лет выходят под патронатом легендарного президента фестиваля Жиля Жакоба, стали в Канне уже традиционными.

Напоследок — вновь про наших. Ведь в официальную программу фестиваля (а к ней относится и конкурс киношкол Cinefondation) включен еще один наш фильм — 32-минутная «Дорога на…» представительницы ВГИКа Таисии Игуменцевой. Возможно, наших фильмов в Канне окажется больше, ведь списки участников неофициальных программ «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики» будет опубликованы чуть позже.



Источник: Московские новости, 19 апреля 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.