Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.03.2012 | Кино

Те же и одна баба

Премия «Ника» особых сенсаций пока не принесла, но интригу сохранила

Седьмого марта объявила своих номинантов на премии за лучшие киноработы 2011 года старейшая российская академия кинематографических искусств «Ника». Ее фаворитами отчасти стали те же, кто уже завоевывал «Белого слона» (награды российской кинопрессы и кинокритики) и «Золотого орла» (статуэтки конкурирующей киноакадемии). Главное отличие «Ники» от «Орла» в том, что на ее призы претендует картина «Жила-была одна баба», которую ее создатель Андрей Смирнов не пожелал отдавать в когти «Орла» из-за творческих разногласий с его идеологом Никитой Михалковым. В итоге неожиданно именно «Одна баба» является на сегодняшний момент главным фаворитом «Ники» — у нее аж девять номинаций (лучший фильм, режиссура, сценарий, женская роль — Дарья Екамасова, мужская роль второго плана — Роман Мадянов, работа операторов, звукорежиссера, художника, художника по костюмам). Неожиданность собственно в том, что лента, которая была абсолютной чемпионкой двух других национальных кинопремий, — «Елена» Андрея Звягинцева («Фауст» Сокурова в соревновании не участвует — он считается фильмом 2012-го) отстала сразу на две номинации. «Елена» претендует на звание лучшего фильма, а также «Ники» за режиссуру, сценарий, лучшие женские роли первого и второго плана — Надежда Маркина и Елена Лядова, работы оператора и звукорежиссера.

Итоги кинопремий у нас зачастую предопределяются тем, что, во-первых, выбор невелик, а во-вторых, голосующие академики, увы, смотрят далеко не все.

Поэтому фаворита №3 на сей раз можно было предсказать легко — это «Шапито-шоу» Сергея Лобана, произведшее в наших кинокраях нешуточный шум. Всего у фильма пять номинаций, в том числе в трех главных категориях: лучший фильм, режиссура, сценарий.

А вот два других претендента на звание лучшего фильма 2011-го (всего их пять) выглядят в элитном списке гостями. Занятно, что «Ника» поощрила такой маргинальный, не дошедший до широкой публики фильм, как «Сибирь. Монамур» Славы Росса, — в сумме у него три номинации. Но странно, что превознесла ненатуральную ленту «Высоцкий. Спасибо, что живой». Фильм, конечно, заслуживал кое-какого поощрения. В частности, справедливо, что на «Нику» в категории «Открытие года» претендует режиссер Дмитрий Астрахан, показавший себя в «Высоцком» талантливым характерным актером. Но шесть номинаций для «Высоцкого» — явный перебор.

Хорошо, не выдвинут хотя бы тот некто, кто значится в бюллетене «Ники» как «актер, исполняющий роль Высоцкого» — в изначальном, как теперь говорят, лонг-листе для голосования он фигурировал.

Всех номинантов перечислить трудно. Поэтому отметим, что в окончательном списке для голосования много кандидатов достойных, но есть и странные. Логично, что на статуэтку за сценарий может рассчитывать Александр Миндадзе — «В субботу». Хорошо, что «Ника» заметила обоих исполнителей основных мужских ролей в «Борисе Годунове» Владимира Мирзоева — Максима Суханова и Андрея Мерзликина (он претендует на приз за роль второго плана). Также, но за женские роли Ксении Раппопорт и Ирины Розановой, поощрен еще один заметный фильм года — «Два дня» Авдотьи Смирновой. Не будучи поклонником «Огней притона», не могу не заметить, что Оксана Фандера тоже честно заслужила свою номинацию. Логично, что номинированы оператор, композитор (сам Леонид Десятников), художники и художники по костюмам эстетически выверенного фильма Александра Зельдовича «Мишень».

Но, пожалуй, перехвален «Дом» Олега Погодина. Сергей Гармаш в этом фильме хорош, но он хорош всегда. А вот работы Владимира Епифанцева в «Generation П» и Андрея Смирнова в «Елене», на мой взгляд, действительно открытия. Но их не заметили. Эдуард Артемьев номинирован за музыку к тому же «Дому», кажется, только потому, что он Артемьев.

Голосующие за кинопремии зачастую не слишком обращают внимание на музыку. Поэтому когда видят фамилию Артемьев, тут же обязательно ставят галочку.

По одной номинации в разных категориях у «Бедуина», «Громозеки», «Портрета в сумерках» (режиссер Ангелина Никонова безусловно может рассчитывать на статуэтку как «Открытие года») и «Бабла» (режиссер этого фильма Контантин Буслов тоже выдвинут на звание открытия года, но тут автор этих строк с «Никой» не солидарен. Мы писали о том, что считаем этот фильм вторичным и попросту не запоминающимся).

Случайнее всего — и это, к сожалению, традиция — претенденты на статуэтки за лучший неигровой и лучший анимационный фильмы. Знатоков этого кино у нас можно перечесть по пальцам двух рук. Среди шестисот с лишним академиков «Ники» их ничтожно мало. Впрочем, на сей раз в обеих номинациях есть действительно достойные фильмы. Называть их не станем, чтобы не обижать тех, кто кажется нам менее достойными. Представители этих номинаций и без того страдают. Так что будем считать: достойны все.



Источник: Московские новости, 7 марта 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.