Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.01.2012 | Кино

«Оскар» обрел силуэт

Европа и Америка разошлись в оценке лучших фильмов года

Случилось важное: гильдия американских режиссеров объявила пятерых кандидатов на звание лучшего по профессии в 2011 году. Чтобы было понятно: это не номинации на премию «Оскар». Их объявят только через две недели, а сами «Оскары» вручат лишь в ночь с 26 на 27 февраля. Это номинации на внутреннюю награду гильдии. Тем не менее именно после них можно уверенно утверждать, что с оскаровской гонкой все теперь понятно.

Многие наши СМИ из года в год убеждают, будто генеральной репетицией «Оскара» является «Золотой глобус» — он, кстати, вручит награды в ближайшее воскресенье вечером.

Но ничего подобного: для «Оскара» значим не «Глобус» (приз аккредитованной при Голливуде иностранной прессы — у него и номинации-то специфические), а вердикт профессиональных голливудских гильдий. Абсолютно все они перед «Оскаром» присуждают собственные награды. Их номинанты, как правило, и становятся потом претендентами на соответствующие «Оскары».

Режиссерская гильдия включила в пятерку лучших по результатам 2011-го француза Мишеля Хазанавичуса за фильм «Артист», Александра Пейна — за «Потомков», Дэвида Финчера — за «Девушку с татуировкой дракона», Вуди Аллена — за «Полночь в Париже» и Мартина Скорсезе — за Hugo — «Хранителя времени». Хазанавичус попал в номинанты гильдии впервые, Пейн — во второй раз, Финчер — в третий, Аллен — в пятый, Скорсезе — в девятый. Лауреата гильдия назовет 28 января. И знаете, что это будет означать в оскаровских раскладах? Практически все.

Начиная с 1948 года, когда гильдия режиссеров впервые вручила свои премии, было всего шесть случаев, когда лауреат гильдии не становился потом обладателем «Оскара» за лучшую режиссуру.

Определили собственных номинантов и три другие американские киногильдии из четырех самых значимых (наряду с режиссерской): в декабре — актерская, во время наших январских каникул — сценарная и продюсерская. Наиболее существен вердикт гильдии продюсеров, потому что ее лауреат (параллель с историей гильдии режиссеров) в большинстве случаев берет затем самый главный «Оскар» — за лучший фильм года. На звание лучшего «Оскар» в последние два года выдвигал не пять, как прежде, а десять картин. Так что и гильдия продюсеров назвала десять претендентов. Тут все пять фильмов, рассчитывающих на приз режиссерской гильдии, плюс комедия Пола Фейга Bridesmaids (ее успех неожиданен — выходила у нас как «Девичник в Вегасе»), драма Тейта Тейлора «Прислуга», политическая сатира Джорджа Клуни «Мартовские иды», спортивная история Беннета Миллера Moneyball (еще один дикий для нас фильм в списке — актерско-продюсерский проект Бреда Питта, шедший у нас под названием «Человек, который изменил все») и, наконец, военная драма Стивена Спилберга «Боевой конь».

Среди фаворитов гильдий актеров и сценаристов все те же названия — и лишь редкие другие. (Заметим, что все перечисленные в этом обзоре ленты либо уже побывали в нашем прокате, либо выйдут в него в ближайшие недели.) Скажем, актерская гильдия номинировала Мерил Стрип за роль Маргарет Тэтчер в фильме «Железная леди», Мишель Уильямс — за роль Мэрилин Монро в фильме «Семь дней и ночей с Мэрилин» и Леонардо Ди Каприо за роль главы ФБР Гувера в картине Клинта Иствуда «Дж. Эдгар». Но уже сейчас ясно, что все ленты, кроме десяти, отмеченных гильдией продюсеров, и особенно тех пяти, что заодно выделены гильдией режиссеров, обречены играть в грядущей оскаровской гонке второстепенную роль. Круг фаворитов очерчен четко.

Среди неудачников гонки называют фильм «Дж. Эдгар», а также начисто проигнорированные ведущими гильдиями «Древо жизни» Терренса Малика, «Меланхолию» Ларса фон Триера и «Драйв» Николаса Виндинга Рефна. Отметим занятную закономерность.

Если не считать фильма Иствуда, то голливудские гильдии отторгли все фильмы, которые получили (и еще наверняка получат) восторженные отзывы в Европе. Мы сейчас говорим не о маргинальном артхаусе, а о фильмах с сильным коммерческим потенциалом, снятых на английском языке, которым в Европе прочили оскаровский успех.

«Меланхолия», напомним, признана лучшим фильмом года по итогам голосования европейской киноакадемии и получила в Канне приз за лучшую женскую роль. «Древо жизни» в Канне и вовсе победило. «Драйв» взял там награду за лучшую режиссуру и назван одним из двух лучших фильмов года гильдией лондонских кинокритиков. Второй лучший фильм, по мнению лондонцев, «Шпион, выйди вон!». Сыгравшему в нем Гэри Олдмену почитатели заранее отдали «Оскар» за лучшую мужскую роль. Но его нет среди номинантов гильдии актеров. Как нет и Майкла Фассбендера, выдавшего сразу две отчаянные роли — в «Опасном методе» Дэвида Кроненберга и «Стыде» Стива Маккуина, за который он получил актерский приз в Венеции (гильдии проигнорировали и оба фильма). А где в списках актерской гильдии звезды из «Резни» Романа Поланского («Золотой глобус» номинировал и Кейт Уинслет, и Джоди Фостер)?

Говорим о киноглобализации, но вкусы Европы и Америки как никогда далеки друг от друга.



Источник: Московские новости, 11 января 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.