Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.12.2011 | Кино

Партия без победителей

В прокат выходит экранизация известного романа Джона Ле Карре "Шпион, выйди вон!"

Начало 1970-х. Идет холодная война, и английские спецслужбы находятся не в лучшем положении. Некоторое время назад, после провала важной операции в Будапеште, глава разведки (в романах Ле Карре она называется "Цирк") по прозвищу "Контролер" (Джон Херт) и его заместитель Джордж Смайли (Гэри Олдмен) были вынуждены уйти в отставку. После этого "Контролер" умер, а Смайли превратился в апатичного старичка. Однако теперь Смайли приходится вернуться к работе.

К людям из правительства попали сведения о том, что в самой верхушке "Цирка" сидит "крот", то есть двойной агент, много лет поставляющий важную информацию Советскому Союзу.

"Контролер" подозревал об этом, но ничего не успел предпринять. Смайли — самый близкий к нему человек, хорошо знающий устройство и дела "Цирка", но давно в них не участвующий,— единственный, кто может вычислить предателя. Подозреваемых четверо: новый глава разведки Аллелайн (Тоби Джонс), его заместитель Хэйдон (Колин Ферт) и агенты Блэнд и Эстерхейз.

Несколько лет назад "Контролер" дал четырем подозреваемым прозвища героев детской считалочки — "Жестянщик", "Портной", "Солдат" и "Шпион" (оригинальное название книжки и фильма — "Tinker, Tailor, Soldier, Spy") — и прикрепил их фотографии к шахматным фигуркам. Теперь Смайли передвигает бывших коллег по столу, ведет с работниками "Цирка" проникновенные беседы, дает поручения симпатичному молодому агенту Гиллему (Бенедикт Камбербэтч, игравший Шерлока Холмса в недавнем сериале), постепенно обнаруживает, что родная контора прогнила до самого основания, и с тоской вспоминает былое.

В сюжете тут разобраться нелегко. Тем более что "Шпион, выйди вон!" — 5-й из 8 романов Ле Карре про Джорджа Смайли, и от каждого персонажа тянется множество ниточек в прошлое и будущее, которые в фильме не очень успеваешь рассмотреть. Но это не так важно, потому что самое замечательное, что здесь есть,— интонация.

Снявший до того пару популярных на родине комедий Томас Альфредсон получил международную известность после "Впусти меня" — истории про дружбу необщительного мальчика и девочки-вампира. Это было кино, идеальное в своей томной подростковости, почти артхаусный вариант "Сумерек". Спустя 3 года Альфредсон поставил чудесный старческий фильм. Тут удачное совпадение: Гэри Олдмену очень идет старость. Это было понятно уже по нолановским "Бэтменам" (он играл там беспомощного главу полиции), но в "Шпионе" — чуть ли не лучшая его роль. Главный конфликт Смайли с бывшими коллегами состоит в том, что они устремлены в будущее и потому более или менее беспринципны. Смайли же ценит только прошлое и ради памяти о прекрасных днях готов разбираться с сегодняшним бардаком. Весь фильм снят как бы из-под его полуприкрытых век. Тут почти нет обязательной для шпионского жанра "остросюжетности", и главное чувство даже в самых напряженных моментах — сожаление.

В глазах Смайли это история скорее не про предательства и международные скандалы, а про то, как вполне симпатичные люди бездарно растратили отведенное им время и испортили хорошее дело.

Эта старческая интонация тут очень выверенная, даже немного искусственная (Олдмену на самом деле всего 53 года). Так же как слегка искусственна и ностальгия Альфредсона по английскому шпионскому кино 1960-70-х. Речь скорее не о "Бонде", а о более интеллектуальной альтернативе ему, фильмах об агенте Гарри Палмере с Майклом Кейном или тогдашних экранизациях Ле Карре (в частности, в 1979 году выходил очаровательно неторопливый сериал по тому же "Шпиону"). Альфредсон снимает шпионский фильм будто бы с акцентом, подчеркнуто изысканно произнося полузабытые обороты чужого языка. Но делает он это с любовью.



Источник: "Quality", №10 (50), 09.12.2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.