Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

07.12.2011 | Кино

Европа поддержала «Меланхолию»

Главная награда киноакадемии возвращает фон Триера в круг респектабельных режиссеров

В субботу в Берлине вручила награды Европейская киноакадемия, объединяющая более 2500 кинематографистов из стран Старого Света, включая Россию. Неофициально эти призы именуют «Евро-Оскарами». Главную награду за лучший европейский фильм 2011-го неожиданно получила «Меланхолия» Ларса фон Триера, которого его противники, радостно потирая руки, сочли уже было битой картой после того, как на последнем Каннском фестивале его объявили персоной нон грата за дурацкую шутку про нацистов.

Поддержав фон Триера (который на церемонию, естественно, не приехал, он и прежде-то мало куда выезжал, а после каннского скандала и вовсе ушел в тень), Европейская киноакадемия дала понять, что художника, тем более большого, надо судить по его делам, а не случайным фразочкам, проброшенным в усталости и раздражении, пусть и действительно не слишком уместным.

А дела фон Триера — это его фильмы. Таким образом, решение европейских академиков можно счесть отчасти политическим.

Это единственный социальный комментарий, которого требует субботняя церемония. Все остальные комментарии будут статистическими, что, пожалуй, полезнее для читателя, поскольку даже продвинутые киноманы — и те не вполне понимают, что такое Европейская киноакадемия и с чем ее едят.

Евроакадемики молодцы в том, что успевают подвести итоги года раньше всех — даже раньше академиков из отдельных стран. Но спешка требует жертв. Хотя «Меланхолия» получила приз за European film-2011, в реальности это награда за лучшую ленту второй половины 2010-го — первой половины 2011-го (рассматривались картины, вышедшие в прокат либо показанные на фестивалях с 1 июля 2010-го по 15 июня 2011-го). Иначе не успеть, ведь процесс выдвижения фильмов, определения номинантов, голосования — длительный.

Они были «Феликсами»
Чтобы не было путаницы, напомним, что поначалу призы европейской киноакадемии, которые вручаются с 1988 года (хотя сама академия официально зарегистрирована в 1989-м), именовались «Феликсами» — по названию кафе на набережной Круазетт, где в дни очередного Каннского фестиваля Вим Вендерс со товарищи и придумали за обедом этот приз.

В итоге в лонг-лист лучших игровых лент 2011-го, на основе которого был сформирован список номинантов, из России попали «Овсянки» и «Елена». А вот победивший в Венеции сокуровский «Фауст» не попал и не мог, поскольку для Европейской академии это фильм 2012-го. «Овсянок», несмотря на их фестивальные триумфы, академики проигнорировали. А из «Елены» номинировали лишь Надежду Маркину — на приз за лучшую европейскую женскую роль года (но, увы, Надежда его не получила). Вторым российским номинантом стал Виктор Косаковский. Его фильм «Да здравствуют антиподы!», снятый под эгидой ряда стран, мог быть признан лучшим документальным, но тоже не был.

Но все же про номинантов и победителей. Абсолютным фаворитом стала «Меланхолия» — восемь номинаций. По четыре завоевали «Артист» Мишеля Хазанавичуса, «Гавр» Аки Каурисмяки, «Мальчик с велосипедом» братьев Дарденнов, «Месть» Сюзанне Биер и «Король говорит» Тома Хупера, три — «Туринская лошадь» Белы Тарра, по два — «Кожа, в которой я живу» Педро Альмодовара и «У нас будет папа» Нанни Моретти. Номинантов-одиночников перечислять не станем. Любопытно заметить, что основная борьба развернулась между фильмами Каннского фестиваля (среди только что перечисленных их шесть, а всего в число номинантов попало аж девять) и оскаровскими триумфаторами последнего года («Месть» и «Король говорит»). В спор смогла вмешаться лишь одна картина из программы Берлинского фестиваля — «Туринская лошадь».

Больше всего наград досталось опять-таки «Меланхолии» — три (лучший фильм, лучший оператор, лучший художник). А вот фильму «Король говорит», взявшему недавно «Оскары», европейские академики, демонстрируя свою непохожесть на голливудских, уступили только две — за лучшую мужскую роль Колину Ферту и за лучший монтаж (зато «Король» дополнительно получил приз европейских зрителей).

Обладатели остальных наград: лучший режиссер — Сюзанне Биер за «Месть» (академики подсластили пилюлю Биер, по которой фон Триер тоже прошелся в скандальном каннском спиче, впрочем, именно его студия продюсирует ее фильмы). Лучшая женская роль — Тильда Суинтон (еще один каннский фильм «Что-то не так с Кевином»). Лучший сценарий — Жан-Пьер и Люк Дарденны («Мальчик с велосипедом» — решение странноватое, поскольку как раз со сценарием в фильме не все ладно). Лучший композитор — Людовик Бурс («Артист»). «Европейское открытие-2011» — не знакомый нам бельгийско-голландский фильм Ханса Ван Нуффеля про надежды и любовь умирающих молодых людей «Кислород». Лучший документальный фильм — «Пина» Вима Вендерса. Лучший анимационный — испанский «Чико и Рита». Лучший короткометражный — The Wholly Family (что-то типа «Вся семья в сборе» — про американскую семейку на улицах Неаполя), снятый не кем-то, а самим Терри Гиллиамом. Призы за творческие достижения получили великий актер Мишель Пикколи, известный многим датский актер Мадс Миккельсен, а также британский мэтр режиссуры Стивен Фрирз.

О мэтрах. Несложно заметить, что именно мэтрам европейская академия отдала на сей раз большинство наград.

К неудачникам можно отнести фильмы Каурисмяки, Альмодовара, Тарра и «Артиста» Хазанавичуса. Его — особенно, потому что уже сейчас в Америке пошли разговоры о том, что именно ему светит будущий «Оскар» за лучшую иностранную картину. Впрочем, какие они неудачники? Номинация — тоже награда. Неудачники — это те, кого академия вообще не заметила.



Источник: Московские новости, 5 декабря 2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.