Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.12.2011 | Современный танец

Искусство быть бесследным

Дэвид Замбрано и Ива Биттова в проекте Why not!

Замбрано с лихо закрученными а-ля Сальвадор Дали усами и стремительная, абсолютно оторванная Ива Биттова — скрипачка, певица, клоунесса, кроящая из звуков и мелодий какие хотите обличья, почти час держали публику берлинского Radialsystem в веселом возбуждении.

Дрожа всем телом, а то и одним отдельно взятым мизинцем, перекатываясь по полу и выгибая тело арками или вдруг взлетая в вертикальное положение, чтобы плести руками выразительные узоры, подобно танцору фламенко, или топотать, горделиво подбоченясь, как плясун-народник, Дэвид Замбрано ни на секунду не упускал партнершу из виду. Она же, гоняя на своей скрипочке все, чего душа просила — от джаза до фольклора, от классики до рока, самой себе что-то нашептывая при этом и подпевая, азартно носилась по сцене за Замбрано и направляла его выкрутасы в нужное русло.

Случившийся перфоманс из разряда действительно уникальных. Его суть в неповторимом и гарантированном качестве импровизации. Такие проекты уже более 20 лет практикует Дэвид Замбрано — танцовщик, хореограф, педагог, культовая персона в мире contemporarydance.

Базовые техники современного танца Flying Low и Passing Through, которые изучают и практикуют сегодня все хореографы и танцовщики мира, в том числе и российские, Замбрано создал в возрасте 21 года.

Когда, пресытившись математикой и информатикой, начал танцевать с таким энтузиазмом, что переломал себе все кости и потом, в течение шести месяцев пластаясь гусеницей на коврике в спортзале и наблюдая параллельно методы мастеров кунг-фу, вдруг открыл, как следует правильно распределять нагрузку и энергию. Контакт с полом, cочетание динамики и статики, пропорции медленных и быстрых движений, эффект «полета» при перемещении в пространстве, само, наконец, искусство перемещать «центр» тела хоть в левый ноготь правой ноги — в общем, все, чем современный танец живет и дышит, как классика антраша и пируэтами, тело Дэвида Замбрано хранит и транслирует как уникальный живой учебник.

Его педагогическая репутация безупречна — именно с именем Замбрано связывают особое технологическое качество танцовщиков Саши Вальц, Анн Терез Кирсмайкер и Вима Вандекейбуса, в компаниях которых он провел много времени. Но главное ноу-хау креативного и вездесущего Замбрано, его так называемые «спонтанные проекты». Начиная с соло 1984 года Para Carmen, когда венесуэлец впервые продемонстрировал способность танцевать часами. И заканчивая сотней «одноразовых» импровизаций с коллегами по танцу, художниками и музыкантами.

Why not! «Почему нет!» с работающей в Нью-Йорке чешкой Ивой Биттовой — из этой серии. Не столько проект, сколько акция, демонстрирующая доведенное Замбрано до совершенства искусство «быть вдвоем» из чистого творческого удовольствия.

Свою особую технику партнерского взаимодействия он «вырастил» из такого чуждого contemporary сора, как бальная сальса, которой он увлекся в конце 90-х. В дуэте с Биттовой, впрочем, трудно отделить «приемчики» Замбрано от провокаций скрипачки. Хореографу пришлось изрядно попотеть, чтобы менять телесные манеры с той же скоростью, с какой примеряла голосовые обличья легко переходящая от горлового пения к оперному вокалу Ива Биттова.

Пародируя энтузиазм неугомонной партнерши, Замбрано несколько раз даже принимался подвывать себе и водить по телу воображаемым смычком. Но в тупых прямых реакциях друг на друга этих двоих обвинить точно нельзя. По чистой творческой составляющей, по концентрации идей и провокаций этот обмен профессиональными репликами в жестких импровизационных условиях стоил десяти готовых спектаклей. Что ценит, конечно, в первую очередь профессиональная публика — вроде спродюсировавшей эту акцию четы Саша Вальц — Йохан Зандиг (продюсер, супруг и отец троих детей первого немецкого хореографа), что плюхнулась, не найдя в зале свободных стульев, в начале представления прямо на пол.

Игры профессионалов, правда, оказались даже слишком бескорыстными: от встречи двух импровизаторов истории, похоже, не осталось даже фотографий. Что, впрочем, в духе Замбрано, согласно которому чистое искусство потому и чистое, что следов не оставляет.



Источник: "Московские новости", 20 сентября 2011,








Рекомендованные материалы



Израильский современный танец как новое медиа

Израильский современный танец очень знаменит, и, надо сказать, что сегодня он воспринимается как самое актуальное из всех перформативных искусств в стране, язык которого позволяет художникам размышлять о болезненных темах сегодняшнего дня, о себе и об обществе. Для израильтян существенно, что этот язык телесный, но вместе с тем он обладает напряженной интеллектуальностью.


Кто автор? или Монтаж персонажа.

«Все пути ведут на Север» – спектакль о том, что мы одиноки всегда и никогда. Это совместная работа бельгийского хореографа Карин Понтьес и труппы современного танца театра «Балет Москва». Карин не просто сочинила хореографию, а танцовщики ее исполнили, их творческие взаимоотношения строились сложнее.