Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.10.2011 | Анимация

Похороны кота…

...рисунки из макарон и наркотический трип доктора Фрейда. Путеводитель по Большому фестивалю мультфильмов

   

В Москве открылся 5-й Большой фестиваль мультфильмов, и поскольку он по количеству программ в очередной раз идет на рекорд (69 сборников, не считая выставок, лекций, мастер-классов и т.д.), то без путеводителя вам не обойтись.


Самое
новое

Начнем с двух главных программных блоков «Премьеры» и «Победители» — это самое новое отечественное и зарубежное кино, среди которого по голосованию зрителей мы и выбираем лауреатов фестиваля.

«Премьеры» — это российские мультфильмы, сделанные за последний год, причем некоторые из них буквально сняты с монтажного стола, их никто еще не видел. Известно, что боевой экшн, да и вообще напряженные сюжетные истории у наших режиссеров пока не очень получаются, зато лирику они снимают, как никто. Так что рекомендую: фильм-воспоминание об отце «Заснеженный всадник» Алексея Туркуса. Тех, кто знает имя знаменитого архитектора Михаила Туркуса, удивит, что в этом фильме нет ни слова о профессии отца, а только нежность и восторженные фантазии ребенка, по шутливым рассказам папы представлявшего себе его то полководцем, то разбойником. Андрей Ушаков, когда-то восхитивший зрителей фильмом о путешествии двух бродячих носков в большом городе, теперь снял современную российскую пастораль «Мать и сын» — задумчивый рассказ о том, как сын забирает мать из покосившегося деревенского домика, и об их путешествии через поля и раздолбанные дороги в сопровождении птиц, собак и тихой природы. Иван Максимов свой новый фильм сделал о старых игрушках на чердаке, впрочем, они ведут себя вовсе не сахарно, а как жестокие дети — дразня и обижая друг друга, но все же примиряясь в совместной игре. А Алексей Демин нарисовал что-то вроде музыкального альбома, в который вошли три сказки: одна страшноватая, классическая — «Блоха» Мусоргского в исполнении Шаляпина, а две другие — современные. Для них музыку написал композитор Андрей Семенов по сказочным стихам «Король и лилипуты» Юрий Коваля (вполне себе история о сопротивлении искусства власти) и «Вечерам у королевы» Юнны Мориц.

И еще о двух фильмах наших анимационных звезд среднего поколения. На этот раз снятых за границей. Сказочный фильм-процессия «Я видел, как мыши кота хоронили» сделан Дмитрием Геллером в Китае, во время преподавания. Но, хотя на нем работали китайские студенты, картина получилась совершенно геллеровская, мрачновато-таинственная. А фильм «Где умирают собаки» снят Светланой Филипповой по предложению отличной французской студии Sacrebleu (в программе БФМ будет отдельная ретроспектива картин этой компании). В мягкой, импрессионистической технике сыпучей анимации Светлана рассказала печальную историю, как человек, вырастая, вынужден покинуть дом, где остаются старые мать и собака.

Программа «Победители» — это зарубежные фильмы, взявшие за последний год награды в самых престижных мировых конкурсах. Тут есть, например, получивший каннскую «Золотую пальмовую ветвь» живописный и драматический «Собачий остров» Сержа Аведикяна, есть номинированный на «Оскара», вдохновенный фильм-путешествие «Мадагаскар: путевой дневник», есть взявший мешок главных анимационных призов уходящего года постмодернистский «Внешний мир» Дэвида ОРэйли, о котором мы не раз писали, и много других победоносных картин. В сущности, большинство короткометражек, о которых шумели в анимационных кругах весь прошлый год, включены в эту программу. Начиная от действительно непростых фильмов, как лемовская «Маска» братьев Квей с музыкой Пендерецкого — тягучее, мрачное, но завораживающее кино, до развеселых анекдотов, например, уморительного французского «Маленького дракона» Брюно Колле, где оживает игрушечный Брюс Ли и пускается на подвиги посреди захламленной квартиры молодого раздолбая.


Для детей

Все программы БФМ имеют возрастной ценз, так что понять, какая из них годится детям и какого именно возраста, легко — стоит только зайти на сайт https://www.multfest.ru. Разумеется, есть специальная «Детская программа», куда входят пять подборок российских фильмов, снятых в последние годы (например, новые серии «Маши и медведя» и «Горы самоцветов»). Кроме того, одна сборная зарубежная и еще одна — польская, под названием «Когда папа был маленьким», для которой директор польского культурного центра Марек Радзивон собрал любимые фильмы своего детства. Все эти подборки идут не только в центральных залах, но и в сети детских кинотеатров по окраинам Москвы, причем там совершенно бесплатно.

Что-нибудь для детей есть буквально во всех программных блоках. Что касается полнометражных картин, советую сходить на изящные силуэтные «Сказки на ночь» француза Мишеля Осело, продолжение его волшебных «Принцев и принцесс», где мальчик и девочка сочиняют удивительные истории, которые тут же разыгрываются на экране. Много обещают и чешские «Автомобильные сказки», где четыре сюжета о машинках сняли разные режиссеры, каждый в своей любимой технике от кукол до компьютерного 3D.

В программе «Имена», где показывают ретроспективы звезд анимации, Россию представляет Андрей Юрьевич Хржановский. Вообще-то он знаменит своими взрослыми фильмами, но и для детей у него набралось картин на целую подборку «Чудеса в решете», в центре которой короткометражки по английской детской поэзии. Надо сказать, детские авторские фильмы в мире почти не снимают — все больше сериалы и полные метры, и эту ситуацию детская часть БФМ вполне отражает. Например, в блоке программ «Студии», где представлены русская, британская и французская компании, одна подборка детских картин есть только у нашего «Мастер-фильма», в которую входит и чудесный «Евстифейка волк» Олега Ужинова — о том, как перевоспитали волка-обжору, и нежная «Тихая история» Алексея Демина про мечтательного медвежонка. В разнообразном наборе спецпрограмм детская только одна, причем тоже российская, — подборка «Плюх и Плих» в ретроспективе мультфильмов по произведениях Хармса. А в блоке In memoriam, составленном в память о недавно умерших отечественных режиссерах, детей стоит сводить на программу «В стране невыученных уроков» с фильмами легендарных Юрия Прыткова (про ту самую страну ошибок), Ивана Уфимцева («38 попугаев») и Сергея Олифиренко, в юности снимавшего кукол, а потом перешедшего на 3D.

Но самое главное в детской части фестиваля — это два специальных события. Во-первых, «Утренник мультсериалов с какао и булочкой», придуманный в противовес взрослым «ночам анимации». Тут будет четырехчасовой нон-стоп новых отечественных сериалов, которых за последние пару лет стало довольно много. Можно купить один билет на все и не вылезать из зала, причем ранние программы больше рассчитаны на маленьких, а поздние — на тех, кто постарше, например, для них «Тайны Сухаревой башни» с приключениями на историческом фоне петровских времен.

А во-вторых, трехдневная «Фабрика мультфильмов»: в огромном цехе бывшей фабрики технических бумаг молодые художники выстроят и разрисуют картонные цехи, в каждом из которых молодые режиссеры и аниматоры с утра до вечера будут вместе с детьми делать мультфильмы. Сочинять сказки и озвучивать уже снятое, лепить из пластилина, рисовать на компьютере, работать в технике перекладки и кукольной, сыпучей и рисованной. Откроют даже итальянскую мастерскую, где снимут мультфильмы из макарон, а еще цех старинных оптических игрушек.


Для взрослых

В целом БФМ, конечно, ориентирован на взрослую публику, так что тут разнообразие еще больше. Начнем с того, что ночных анимационных нон-стопов будет аж два: как и прежде, «Ночь победителей», где до утра будут показывать всю конкурсную зарубежную программу, и новинка — «Ночь сериалов телеканала Cartoon Network», сплошь подростковое и взрослое, временами весьма резкое и сумасшедшее кино. Причем некоторые из сериалов ни в России, ни вообще в Европе еще не шли, их переводят специально для показа на БФМ.

В блоке «Имена», безусловно, на взрослых рассчитана программа «Девичник» Джоанны Куинн, веселой, безбашенной режиссерши из Великобритании, снимающей свои насмешливые фильмы о женских проблемах с таким поразительным мастерством и такой шикарной рисованной графикой, как мало кто. Именно Куинн (которая, кстати, приезжает на БФМ и будет встречаться с публикой перед своими программами) владеет сложнейшим приемом «тотальной анимации», в которой не картинка движется перед камерой, а создается впечатление, что камера, как в игровом кино, облетает мир, населенный ее героями. Зато полнометражная испанская музыкальная мелодрама «Чико и Рита» (основанная, кстати, на реальной истории о кубинских музыкантах 40-х годов) — это просто счастье для женщин, любящих замирать в кино, погружаясь в историю любви, да еще под отличный старый джаз.

Тем, кого интересует модное и вообще что сегодня «носят» в анимации, надо увидеть в блоке «Студии» программы лондонской студии AKA, много работающей с рекламой и дизайном, любящей новые технологии и привлекающей отовсюду самых передовых художников. И французской Sacrebleu — с фильмами менее напористыми, но более изысканными, авторскими, фестивальными. Ну и, конечно, нос по ветру держат молодые: в программе БФМ целых три национальные программы в разделе «Школы». Из них самая загадочная и непривычная — японская, ничуть не похожая на традиционные аниме. Выпускники Токийского университета искусств показывают свои картины, много нам говорящие о непростом японском взрослении: о проблемах одинокого детства, о страхе жизни и не отпускающих от себя родителях. Молодые поляки — куда более отвязные, тут самый знаменитый фильм — стильная и дизайнерская «Телка» о сексе и опасности женщины. Программа выпускников и студентов российских киношкол выглядит не так цельно и ровно, но зато необычайно разнообразно, рассказывая удивительные сказки на материале средневековой живописи, насмешливые байки про гопников, страшные истории по Кафке и рисуя множество заводных музыкальных клипов (например, по просьбе битловского клуба Екатеринбурга студенты-аниматоры сняли фильм-подарок к 70-летию Ринго Старра).


Для любителей и знатоков

Поклонникам сложной авторской анимации в первую очередь надо обратить внимание на два программных блока. Во-первых, посвященный Польше, которая в этом году объявлена главным гостем БФМ и представляет более десятка программ. Польская анимация с 50-х годов прошлого века числилась среди самых передовых в мире, экспериментаторы Валериан Боровчик, Ян Леница, Збигнев Рыбчиньский (чье бесконечное «Танго» получило «Оскара») много сделали для ее славы, хоть потом и вынуждены были эмигрировать. Сегодня польская анимация снова на взлете, фильмы молодых режиссеров берут призы на всех фестивалях, так что самое время показать ее со всех сторон в программах «Эксперимент», «Классика» и «Современность». Кроме того, в ретроспективе звезд «Имена» принимает участие легенда польской анимации Петр Думала — он приедет на фестиваль и даст мастер-класс. Молчаливые философские картины Думалы, сделанные в уникальной технике рисунка на гипсовых плитах, часто связаны с литературой, его «Кроткую» числят среди лучших экранизаций Достоевского, а «Преступление и наказание» впечатляет мрачной графикой.

Для тех же знатоков, которых больше интересуют современные технологии, подготовлен набор программ, посвященный компьютерной анимации, начиная с самых ранних картин, снятых на гигантских ЭВМ в начале 60-х. В дополнение к этой ретроспективе фестиваль SIGGRAPH (его устраивает международная организация, занимающаяся развитием компьютерной графики и интерактивных медиа) представляет подборку короткометражек, сделанных с помощью самых новых и передовых анимационных технологий и видеоэффектов, куда включены и рекламные ролики, и даже фрагменты игровых фильмов (например, «Аватара»).

Ну и еще одно спецсобытие, которое я очень советую любителям и знатокам, — сумасшедший сорокапятиминутный эстонский фильм «Песня небес» — кукольная сюрреалистическая фантазия Мати Кютта со студии «Нукуфильм», галлюциногенная история про доктора Фрейда и его зомби-пациентов, которые становятся небесными почтальонами. Не думаю, что вам приходилось видеть много кукольной анимации такого же уровня совершенства, так что, если вы готовы совершить с помощью кино наркотический трип, «Песня небес» — для вас.

Ну и, конечно, любителям анимации адресованы документальные фильмы и лекции наших и зарубежных специалистов, в частности о польской анимации (профессор Марчин Гижицкий), о компьютерной анимации (ее прочтет Исаак Керлов, первый руководитель компьютерного отделения студии «Дисней»). Традиционная лекция Юрия Борисовича Норштейна на БФМ на этот раз называется «Изобразительное искусство как предчувствие анимации». Как говорится, велкам.



Источник: "Московские новости", 28 октября 2011,








Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.