07.09.2011 | Кино
Подцензурные плакатыОказывается, в Голливуде борются с «опасными» плакатами. Вопрос: какой сегодня в этом смысл?
К бесчисленным кинорейтингам, которые любит (причем не только отслеживать и комментировать, но и лично составлять) автор этих строк, добавился еще один. Один из американских сайтов – партнеров www.imdb.com составил список десяти знаменитых кинопостеров, вызвавших скандалы, а то и официальные запреты с требованием переделки.
Список занятен прежде всего тем, что раскрывает глаза на суровую правду, которая лично мне была неведома.
Оказывается, киноплакаты подвергают в Америке нещадной цензуре, у которой свои строгие законы – они в чем-то напоминают нормативы печально знаменитого кодекса Хейса, который строго регулировал, что на экране допустимо, а что – ни в коем случае.
Разница, правда, в том, что кодекс Хейса свирепствовал в Голливуде в очень давние времена: в 1930–1950-е. А в 60-е был оплеван и отменен. А плакаты запрещают и сейчас.
Цензуру осуществляет MPAA – та самая головная американская киноассоциация (иногда ее именуют у нас Ассоциацией американских кинопродюсеров), основная задача которой – присваивать фильмам прокатные рейтинги (фильм для всех, дети до 13 только в сопровождении предков, дети до 17 не допускаются etc.) в зависимости от того, есть ли в них секс, ругань, насилие и покушение на общественные устои.
Так вот на плакатах, по мнению MPAA, как выясняется, нельзя показывать, что пистолет направлен на конкретного человека, зато можно изображать сколько угодно людей с каким угодно оружием, не направленным ни на кого. Нельзя… Впрочем, см. ссылку. Английского со словарем для понимания достаточно.
Возможно, некоторые американские цензурные требования к кинопостерам покажутся вам резонными. Хотя в целом, конечно, они глупые и напоминают кроме кодекса Хейса еще и о временах СССР с их страстью к перестраховке. Тим Бертон в свое время расстраивался, что были запрещены постеры его «Сонной лощины» с крупным изображением всадника без головы – MPAA испугалась, что дети на улицах, увидев такой плакат, испытают шок.
Бертон на это заявил, что только из-за таких шоков, вызванных плакатами и фильмами его детства, он и полюбил кино.
Но бог с ними, с запретами. Вся эта ситуация с цензурой MPAA вдруг навела на совершенно другую мысль: зачем кастрировать плакаты… если они сейчас вообще не нужны?
Киноплакат, о чем уже забыто, великое искусство. Мои друзья, въехав в новую квартиру, пошли на радикальный эксперимент. Они украсили стены не картинами и фотографиями из квартиры старой, не всякими там дизайнерскими виньеточками, а исключительно киноплакатами. Из всех плакатов они в соответствии со своими вкусами предпочли французские и итальянские 60–70-х. Постеры лучших фильмов "новой волны", Висконти, Антониони, Феллини, Бертолуччи. У нас такие плакаты не достать (ну или втридорога) – они покупали их за границей. В итоге получилась одна из самых стильных и одновременно живых, дышащих легкими искусства квартир, какие я видел.
Но уже с 80-х с подачи прежде всего Голливуда киноплакат стал играть тупую утилитарную роль – зазывалы. А заодно информатора (внизу – мелким шрифтом – обязательное перечисление всех, кто делал эту муру). И вот тут плакат попался. Потому что в наши дни трейлеров, роликов будущих фильмов, которые доступны перед каждым сеансом, а заодно в интернете, утилитарная роль киноплаката свелась к нулю.
Пытаюсь вспомнить хоть один плакат к тем примерно полутора сотням картин (от артхаусных до коммерческих), которые я успел посмотреть в этом году. Все эти плакаты я, безусловно, видел. Вспоминаю, и то напрягшись, один. Ага, еще один – итого два!.. Мой взгляд по современным – утилитарным – постерам попросту скользит, никак их не замечая.
Плакат сегодня способен сыграть только одну роль в раскрутке фильма – отрицательную. Прошлогодние знаменитые антимихалковские выпады в интернете, сыгравшие решающую роль в провале «Утомленных солнцем 2», начались именно с саркастической критики плакатов к фильму.
Помочь сегодняшний киноплакат может только в одном случае. Если он не просто задевает (причем неотрицательные эмоции), а вывешен в удачном месте. Постер фильма Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта», на котором герой-порнограф распят в позе Христа на самом интимном женском месте, MPAA запретила. Но запрет действовал лишь в Штатах.
А в Европе плакат висел даже напротив знаменитой разбомбленной кирхи в центре Западного Берлина. Причем в дни Берлинского кинофестиваля.
Как это выглядело, вы можете увидеть на фотографии, сделанной в 1997 году автором этих строк. В итоге я до сих пор уверен: именно удачное, провокативное расположение хулиганского (но при этом точно трактующего замысел фильма) плаката помогло в тот год Милошу Форману выиграть главный приз Берлинале – «Золотого медведя».
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.