06.09.2011 | Анимация
Как пережить атаку штрумпфовCмурф может произнести что-нибудь наподобие "Я смурфлю в смурф смурфить смурфов"
На экраны вышли "Смурфики" – высокобюджетная детсадовская история о синих коротышках из волшебного мира, внезапно очутившихся в полном опасностей Нью-Йорке. С одной стороны, "Смурфики" – по самым разным критериям важнейший релиз лета, который нельзя проигнорировать. С другой – это один из худших детских мультфильмов, созданных за последние несколько лет. И об этом, разумеется, тоже необходимо предупредить родителей, которые поведут в выходные на фильм своих чад. Врага нужно знать в лицо.
Для начала нужно понимать, что смурфики, или смурфы, или штрумпфы (так звучит название синего народца в оригинале) не появились только что из ниоткуда. В 2008 году они отмечали свое 50-летие, к которому и был запланирован выход "Смурфиков". Кино явно немного задержалось в пути, но это, увы, не сделало его лучше – визуально оно как раз где-то на уровне 2008 года. Это, впрочем, не помешало фильму, получив разгромные отзывы в прессе, еще до релиза на российском рынке собрать более 130 млн долларов.И, скорее всего, наши зрители тоже подкинут в копилку "Смурфикам" еще несколько миллионов. Даже несмотря на то, что в новейшей российской культуре смурфы, в отличие от каких-нибудь Симпсонов, если говорить о мультсериалах, особо не закрепились.
Для нынешних европейцев (в первую очередь франкоязычных, но не только) штрумпфы – это то, что было всегда, в виде комиксов, анимации, мягких и пластиковых игрушек и проч. Для американских тридцатилетних смурфы – ностальгический фетиш, весточка из их прекрасного детства, в котором дети по субботам обязательно смотрят одноименный телесериал.
Российские дети никогда массово не подвергались воздействию шрумпфов, если не считать фигурок из киндер-сюрпризов, которые в начале 1990-х было модно собирать, да вкладышей из турецкой жвачки, появившейся и пропавшей примерно в то же время.
Однако же есть в смурфах что-то манящее для детской фантазии, какой-то секретный ингредиент, который вопреки здравому смыслу притягивает малышей, как бургеры из Макдоналдса. На взрослых, впервые столкнувшихся со смурфами, он не действует, и все же, поскольку похода на фильм им все равно не избежать, они могут минимизировать вред, представляя, что прикасаются к какому-то большому культурному явлению.
У этого явления есть две характерные черты, которые, очевидно, и сделали в свое время славу смурфам. Во-первых, синяя мелюзга очень любит слово "смурф" и его производные, которые могут обозначать в речи все, что угодно. "Осмурфительно!", "О, мой Смурф!", "Я тебя смурфлю!" – тут хотя бы смысл ясен из контекста.
Но смурф может произнести и что-нибудь наподобие "Я смурфлю в смурф смурфить смурфов", что может означать уже решительно все что угодно. Это всегда очень веселит малышей, которым нравится эта языковая неразбериха и "бархатная революция" против правил, навязываемых взрослыми, но неизменно бесит родителей. Это нужно иметь в виду.
Среди фанатов синепузых человечков ходит такая байка: однажды за ужином будущий создатель смурфов бельгийский рисовальщик Пейо захотел досолить свою еду и попросил коллегу Андре Франкина передать ему солонку. Само слово "соль" у него заклинило, и он неожиданно для себя выдал: "передай мне… штрумпф!" Андре подхватил эту игру и ответил: "держи, только верни, когда поштрумпфишь".
После этого, утверждает легенда, приятели еще несколько дней говорили только на этом, только что им выдуманном жаргоне.
Второй момент, который и определил популярность смурфиков во всем мире, был в некотором смысле гениальным ноу-хау Пейо – почти стопроцентная идентичность всех персонажей. Всего в деревне смурфов живет больше сотни человечков, у каждого из которых есть свое "амплуа": Папа Смурф, Ворчун, Пекарь, Жадина и так далее. Все они одинакового роста и цвета, и различаются только в деталях – у кого-то очки, у кого-то буханка в руке, у кого-то борода.
Это настолько упрощало изготовление игрушек и сувениров, что партнеры Пейо не могли сопротивляться "очарованию" смурфов и наводнили рынок синими фигурками. Этот бизнес и сейчас приносит наследникам Пейо от 5 до 12 млн евро ежегодно в одной только Европе. Дети художника вообще очень трепетно относятся к творению отца и бдительно контролируют все, что происходит со штрумпфами: от сценариев мультсериалов до внешнего вида очередной коробки хлопьев с изображением смурфиков.
К слову, сам Пейо, придумав синих человечков, никогда особо ими не занимался, перепоручив все "неграм". Его тоже больше интересовала продажа прав и производство сувениров, а душу он отводил на любимом детище – приключенческом комиксе про Йохана и Пиви.
Авторы "Смурфиков" уверяют, что владельцы прав на человечков проявили к фильму особое внимание и очень бдительно следили за тем, чтобы все было так, "как хотел бы сам Пейо". В итоге, раз фильм выпустили в прокат, все получилось как надо.
И все же есть одно обстоятельство, которое вряд ли устроило бы создателя смурфов, который все же был человеком с некоторым художественным вкусом. Штрумпфы – вымышленные персонажи, которые на бумаге и в "обычной" 2D-анимации живут по своим, не очень строгим изобразительным правилам.
В том смысле, что если один смурф охаживает другого палкой по голове, головы и туловища обоих могут как угодно деформироваться без потери смысла. В кино смурфики, во-первых, сделаны объемными и, во-вторых, помещены в реальный мир с настоящими людьми.
Трехмерность сразу убавила человечкам обаяния, превратив их в инопланетных уродцев, что бы ни говорили аниматоры о тщательной проработке фактуры их кожи. К тому же "реальность" окружающего штрумпфов мира заставила их играть по новым правилам, что тоже не пошло человечкам на пользу.
Что же остается? История про компанию коротышек, попавших в мегаполис, где они вынуждены искать способ вернуться в свой мир и попутно спасаться от злого колдуна Гаргамеля. Полтора часа экранного времени сценаристы вынуждены заполнять "комедией пощечин" и шутками значительно ниже пояса.
Будьте готовы, что в какой-то момент Гаргамель, несимпатичный мужчина в цветных чулках и с кривым носом, схватит из рук гарсона ведерко для льда и станет опорожняться прямо посреди ресторана. Кроме того, в кадре бутафорские прыщи, кошачья рвота и комки мокрой туалетной бумаги.
Дети, все из того же инстинкта непослушания, наверняка примут это роскошество с восторгом. Родители же могут полюбоваться видами Нью-Йорка и похихикать про себя над раз двадцать помянутой в фильме "голубой луной", время которой настанет в финале.
А потом, по возвращению с сеанса, взрослые могут все-таки достать с полки старого доброго Носова с его Незнайкой и другими человечками из Солнечного города. Советские "смурфики", к слову, появились за несколько лет до бельгийских, а достойных мультиков про них по-прежнему нет. Одна надежда, что может быть теперь, когда, премьер заявил, что поддержит анимацию и спасет "Союзмультфильм", мы снимем историю и про своих коротышек. Скорей бы уже.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.