Государственный центр современного искусства
06.09.2011 | Арт
Квартирник в музееФестиваль личных коллекций Центра современного искусства на разных площадках Москвы.
В огромном зале Государственного центра современного искусства выстроена огромная квартира. Вся занавешена холстами. Как бы сказали в старину— шпалерная развеска. Это образ выставки, которую придумал художник Евгений Семенов. Называется Myprivacy.
Было раньше такое понятие— квартирник. Когда выставки делались на частной территории и люди ходили по адресам частных апартаментов. Образ квартирника и создал художник Евгений Семенов, являющийся последователем традиций московского концептуализма.
Его выставка лучше всего представляет суть фестиваля Коллекций современного искусства, который в пятый раз проводится ГЦСИ. Никогда ничего он не приобретал за деньги. Его коллекция— результат личного диалога с художниками, дружеских отношений. Евгений Семенов пришел к удивительному выводу: «Не человек выбирает произведение, но произведение выбирает человека». Главное для него— общение с художниками и помощь им. «У меня нет ни одной купленной картины... Вещи выбирали меня»,— Семенов подводит меня к картинам художника Михаила Соколова. Рассказывает, что все они удивительным образом попали к нему с антресолей забытых вещей в частных домах: «Я приходил, общался с хозяевами, и мне они говорили, что, дескать, выбросим все на помойку. Я протестовал и оказался владельцем таких картин Михаила Соколова, как великая «Пьета»». «Коллекции,— говорит он мне,— это черные дыры цивилизации». Лучше всего представлены в его собрании московские концептуалисты: Пивоваров, Пепперштейн, Ануфриев... В последнее десятилетие Семенов сосредоточился на теме «книга художника», livre dartiste. Ряды вербальный и визуальный счастливо совпадают в опусах мэтров концептуального искусства.
С 3 августа проходит выставка Сергея Резникова— в малом зале ГЦСИ представлены графические работы 1970-2000-х годов, переданные художником в дар центру. По мнению экспертов, Резников продолжатель традиций так называемой «бумажной архитектуры».
Он любит ар-деко, конструктивизм и метафизическую живопись Де Кирико. Как написал о нем исследователь Александр Раппапорт, «работы Резникова— это серия опытов, каждый из которых определяется в большей степени результатами предыдущих экспериментов, чем внешними обстоятельствами».
Сегодня в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» в рамках фестиваля Коллекций современного искусства открывается выставка «Современный русский наив. Впоисках утраченного времени».
Название, конечно, банальное и могло бы быть интереснее. Однако картины Павла Леонова, Александра Лобанова, Любови Майковой, Елены Волковой очень хороши. Ну где можно увидеть Аллу Пугачеву в образе русалки с гжельского подноса?
По словам куратора Виталия Пацюкова, в работах наивных художников «сталкиваются взаимоотрицающие векторы— агрессия и смирение, террор и защита личного, интимного мира художника, образы оружия и ангелическая природная реальность».
Другая выставка наивного искусства в рамках фестиваля коллекций проходит в фонде поддержки актуальных искусств Елены Березкиной «Эра». Живопись и деревянная скульптура представлена четырьмя художниками, работающими в жанре вернакулярного или наивного искусства: Еленой Волковой, Василием Григорьевым, Михаилом Ржанниковым, Александром Суворовым.
Те, кто любит Пуссена, это искусство воспринимают с трудом. Однако его бескачественность и выключенность из привычного нам хронотопа помогает лучше понять, что есть вечность в нашем маленьком затерянном мире.
Другие проекты фестиваля ожидаются в конце августа— начале сентября. 25 августа в Литературном музее покажут книжную графику Александра Алексеева из собрания Бориса Фридмана. Алексеев— величайший мультипликатор, работавший в XX веке в технике ксилографии и акватинты. А 6 сентября в Музейном центре Российского государственного университета откроется проект «Линия. Актуальное искусство из коллекции Михаила Алшибая». Известный кардиохирург представит искусство советского андеграунда, от Бартенева до Филиппова.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.