Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

26.07.2011 | Колонка / Общество

Потешные резервисты

Василий Васильевич Смирнов уцелел исключительно для того, чтобы довести до абсурда еще одно начинанание

Василий Васильевич Смирнов — выдающийся военачальник. И вовсе не потому, что, уйдя в отставку и сняв погоны генерал-полковника, умудрился сохранить должность заместителя начальника Генштаба. Все дело в том, что он, как и положено военачальнику, умеет одерживать победу над противником. А противник у Василия Васильевича, возглавляющего последние лет десять Главное организационно-мобилизационное управление Генштаба, известен — это принцип комплектования Вооруженных сил на добровольческой основе. Смирнову удалось блестящим образом довести до абсурда принятую в 2005 году Федеральную целевую программу о частичном переводе Вооруженных сил на контрактную службу. Он фактически торпедировал ФЦП, протолкнув решение о том, что контракт могут подписывать солдаты-срочники. Что превратило ФЦП в чистой воды профанацию: в контрактники записывали побатальонно. И это открывало замечательные возможности для злоупотреблений. В 2008-м Смирнов уверенно доложил об успешном завершении ФЦП. Несколько позже его начальники констатировали фактический срыв программы. Но Василий Васильевич уцелел.

Очевидно, исключительно для того, чтобы довести до абсурда еще одно разумное начинание. Года два назад подчиненные Смирнова увидели наконец, что так называемый новый облик Вооруженных сил находится в прямом и очевидном противоречии с существующим принципом комплектования армии. Ведь реформаторы ликвидировали все части неполного состава (коих было аж 80 процентов общего количества). Стало быть, призывать резервистов в так называемый угрожаемый период (то есть накануне войны) стало просто некуда. Возникал естественный вопрос: если решено отказаться от массовой мобилизации, зачем сохранять призыв? Начальник Генштаба определил, что в военное время можно призвать около 700 тысяч резервистов. В сухопутных войсках находится не более 60 бригадных комплектов для того, чтобы вооружить запасников.

Стало очевидным, что в этом случае концепция, когда мобилизуют человека, отслужившего лет десять-пятнадцать назад, и за 30 дней восстанавливают у него самые примитивные военные навыки, просто не работает. Резервисты должны быть подготовлены. А для этого, как в Штатах, они должны каждый год проходить полноценную военную подготовку. Так появилось предложение, чтобы люди отслужившие могли добровольно записываться в действующий резерв. Они ежегодно проходили бы учебные сборы и, невиданная доселе в России вещь, получали бы ежемесячное жалование. Если бы такая система была принята — это был бы важный шаг на пути к отмене призыва. Согласитесь, странно заставлять бесплатно служить срочную службу, но затем платить резервистам.

И вот в скором времени этот план должен заработать. О чем Василий Васильевич Смирнов и сообщил «Известиям». Теперь на учебные сборы будут призывать не абы кого, а людей, подписавших специальный контракт. А до этого прошедших специальную комиссию в военкоматах. Жалование резервистам-профессионалам тоже положили весьма неплохое — 14 тысяч ежемесячно плюс отдельные доплаты за прохождение сборов. Но начальник ГОМУ не был бы самим собой, если бы не довел идею до абсурда. Все дело в планируемом Смирновым количестве резервистов — 300 офицеров и около 4 тысяч солдат и сержантов. Это приблизительно одна бригада. Одна — из необходимых 60. То есть создается не действующий резерв, а некое потешное войско, которое можно использовать в ходе важных маневров, дабы резервисты без скандала прибывали в свои части. Остальные же 59 бригад предполагается формировать отнюдь не на добровольной основе. Все это превращает важное начинание в очередную показуху. Что и требовалось сделать Василию Смирнову. Ведь если профессиональный резерв — профанация, значит, и призыв будет сохранен



Источник: Ежедневный журнал, 12 июля,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»