Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.06.2011 | Анимация / Общество

Волшебный сон

Путин встретился с деятелями российской анимации

Удивительно, как быстро все произошло: только 7 июня в преддверии 75-летия «Союзмультфильма» четверо мастеров отечественной анимации— Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Леонид Шварцман и Андрей Хржановский— написали президенту и премьеру отчаянное письмо о том, что если немедленно не поддержать отрасль, то она погибнет. 14 июня на заседании правительства Путин пообещал разобраться в проблемах анимационного кино, и вот уже 28 июня режиссеры и продюсеры пришли к премьеру, вооруженные планом преобразований.

По словам участвовавшего во встрече Анатолия Прохорова (культуролога и руководителя проекта «Смешарики», лауреата Госпремии 2008 года), обстановка на ней сложилась удивительно дружелюбная. Путин сразу признался, что даже говорить о мультфильмах весело, и с удовольствием поминал «добрые, красивые, яркие» отечественные мультики. Уаниматоров была заготовлена для обсуждения целая программа поддержки их отрасли, но разговор сразу пошел в неожиданную сторону.

Когда министр культуры Александр Авдеев в качестве вступления стал рассказывать о сегодняшнем положении дел в отечественной анимации и упомянул о том, что в 2001 году фильмофонд «Союзмультфильма» был отделен от студии и передан организации под названием «Киноколлекция», которая теперь за счет него жирует (25% от прибыли отчисляя в бюджет и 75% оставляя себе), Путин мгновенно среагировал: «А что это за организация? Она чья?»— «Наша»,— ответил Авдеев. «Чья ваша?". - «Она совместная наша— Министерства культуры и Росимущества». - «Ну зачем же вы сделали такую организацию, если считаете, что она не нужна? Только усугубляет ситуацию,— сказал Путин и заключил:— Вы знаете, вы меня просто удивляете. Все такие взрослые люди, сидите и молчите до сих пор. Вас грабят, а вы молчите».

Надо сказать, «взрослые люди» (из числа аниматоров) не только не молчали, они криком кричали о ситуации с «Киноколлекцией», многократно судились с фондом «Союзмультфильма», но регулярно проигрывали иски. Два года назад формирование «Киноколлекции» было завершено— она поглотила золотые фонды не только «Союзмультфильма», но и студий «Диафильм», «Центрнаучфильм», студии им. Горького, Свердловской киностудии и «Ленфильма». 15 известнейших отечественных режиссеров и художников анимации (Федор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Леонид Шварцман, Сергей Алимов, Наталья Орлова и другие) в позапрошлом октябре даже написали отчаянное открытое письмо под заголовком «Воруют!».

Рассказать о грабительской роли «Киноколлекции» Путину входило в планы аниматоров, но, в сущности, никто и надеяться на мог на то, что владеющая богатейшим анимационным фильмофондом компания, которой теперь руководит бывший замминистра культуры Александр Голутва, будет ликвидирована. Между тем так и вышло: назвав компанию Голутвы конторой «Рога и копыта», премьер обещал, что сама коллекция будет передана Госфильмофонду, а прибыль от проката фильмов снова будет отдана студиям, на которых эти фильмы производили.

После того как самая тягостная и безнадежная часть программы была так стремительно и благополучно разрешена, дело понеслось еще быстрее. Продюсер студии «Смешарики» Илья Попов огласил предложения аниматоров к правительству. Ивсе эти предложения, как в волшебном сне, немедленно были приняты премьером. По словам Анатолия Прохорова, внимание к «Союзмультфильму» означает внимание ко всей отрасли. Теперь погибающей студии не только будут списаны долги (12 млн руб.) и оказана помощь в ремонте (6 млн руб.), но и вообще на анимационное производство в стране уже в этом году будет выделено дополнительно 500 млн руб. (утроение финансирования). Акороткометражки и детские фильмы теперь будут поддерживаться в полном объеме (это ответ на рассказ Гарри Бардина о том, как трудно ему было добывать деньги на «Гадкого утенка»). Кроме того, в следующем году на кинопроизводство детских и анимационных фильмов будет выделено 1,5 млрд рублей.

Ну и, наконец, одобрена самая фантастическая идея аниматорского проекта. Будет построен Дом российской анимации. В нем будут и музей, и многозальный кинотеатр, и анимационные цехи, и творческие мастерские, которым, по словам Прохорова, предположительно перейдет бренд «Союзмультфильма», и— что очень важно— в нем заработает школа анимации. Где будет построен этот центр, пока речи не было, но в планах аниматоров предполагалось, что это может быть и Подмосковье— эдакое мульт-Сколково.

Теперь, как сказал Путин, дело за конкретным планом действий, который должна разработать группа специалистов при вице-премьере Александре Жукове. Восхищенные и потрясенные осуществлением своих самых дерзких надежд, аниматоры после встречи с премьером немедленно собрались на рабочую встречу, возбужденно обсуждая, как теперь можно обустроить анимационную Россию. Расходиться не хотелось: а вдруг это был только сон? Скоро проверим.



Источник: "Московские новости", 29 июня 2011,








Рекомендованные материалы



Истоки «победобесия»

Главное же в том, что никому не нужны те, в почтительной любви к кому начальники клянутся безостановочно. В стране осталось всего 80 тысяч ветеранов. Два года назад их было полтора миллиона. Увы, время неумолимо. Казалось бы, если принимать всерьез все эти камлания о том, что никто не забыт, жизнь 90-летних героев должна превратиться в рай. Но нет.


Режим дна…

Я когда-то понял и сформулировал для себя, что из всех типов художественных или литературных деятелей наименьшее мое доверие вызывают два, в каком-то смысле противоположные друг другу. Первые — это те, кто утверждает, будто бы они, условно говоря, пишут (рисуют, лепят, сооружают, играют, поют, снимают) исключительно «для себя». Вторые это те, которые — «для всех».