13.04.2011 | Кино
Эм-энд-ЭмсНаконец-то выходит фильм двадцатилетней выдержки «Мастер и Маргарита»
«М & М» режиссера Юрия Кары, который почти двадцать лет не мог выйти на экраны из-за проблем то с продюсером, то с наследником Михаила Булгакова, не такой жуткий фильм, как о том некоторые сейчас пишут. В нем есть хорошие сцены. Он просто очень восторженный по отношению к первоисточнику, дико наивный и старомодный - снят ведь черт знает когда в докомпьютерную эру. Разрешительное удостоверение на прокат фильм получил еще в 1994-м. Многие из суперзвезд советского кино, сыгравших главные мужские роли, уже умерли.
Чтобы поиздеваться над этим фильмом, не надо обладать ни большим умом, ни изысканным чувством юмора.
Фильм подставляется сам – и непрерывно. Воланд-Гафт слишком злобно хохочет. Маргарита – Анастасия Вертинская – чересчур много ахает. В сцене бала у Сатаны массовка, состоящая из одетых в паршиво сидящие смокинги статистов и голых баб с ужасающими формами, явно не сечет, что тут вообще происходит. Не решена проблема кота - как и в телеэкранизации «Мастера и Маргариты» Владимира Бортко. Мой совет: если вы не придумали, как изображать Кота Бегемота, то экранизировать и инсценировать «Мастера и Маргариту» ни в коем случае не надо. При этом: тоже мне бином Ньютона! Кота должен изображать человек. Другое дело, что окружающие видят в нем кота. Аберрация зрения. Но нет, режиссеры мудрствуют. У Бортко Кот был плюшевым уродцем, словно бы заимствованным из «Спокойной ночи, малыши». У Кары он и вовсе тюзовский кошмар, в котором не сразу распознаешь черты актера Виктора Павлова.
Но обижать режиссера Юрия Кару - все равно что обижать ребенка.
Он восхищает уже одной только почтительной восторженностью по отношению к роману. Его экранизация достойна сопоставления с наивным искусством. (Испорченные американским независимым кино синефилы часто именуют подобное трэшем – одни отрезанные Воландом головы из папье-маше чего стоят! Но головы не стоят и того, чтобы на них сосредотачиваться.) Это восторг неофита.
В детстве почти каждый мечтал увидеть дотошную постраничную экранизацию любимых книг. Юрий Кара и сотворил такую экранизацию-лубок, разве что продюсерски урезанную.
В каком-то смысле фильм Кары напоминает о ленте Мишеля Гондри «Перемотка». Там дилетанты переснимали случайно стертые ими известные голливудские фильмы. Чтобы восстановить их копии в видеопрокате. «М & M» Кары похож на фанатскую переделку «Мастера и Маргариты», пока что не осуществленную неким великим режиссером. Уже поэтому фильм Кары способен остаться в истории кино. Пусть только нашего.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.