11.04.2011 | Арт
Вердикт военнообязанныхИтоги VI всероссийского конкурса «Инновация» оказались вполне предсказуемыми
В четверг чествовали победителей VI всероссийского конкурса «Инновация». В главной номинации «Произведение визуального искусства», как и следовало ожидать, победила группа «Война» с акцией «Х...й в плену у ФСБ». «МН» писали о споре учредителей премии, жюри и экспертного совета, суть которого в том, возможно ли награждать тех, кто демонстративно кажет государству (и премии тоже) х...й.
В финальном раскладе главной номинации ситуация сложилась действительно странная. Трое финалистов (Ирина Корина, Андрей Монастырский, группа «Синий суп») в разных номинациях уже получали премию в недавнем прошлом («Инновация» существует всего шесть лет). Давать им по второму кругу — все равно, что расписываться в нищете российского современного искусства на имена и свершения. Остаются два номинанта. Первый: замечательная екатеринбургская группа «Куда бегут собаки» со сделанным с помощью магнитной жидкости вращающимся глазом (работа «Поля 2, Кум»). Интригующий результат сотрудничества художников и ученых. Достойный украсить залы кунсткамеры XXI века. Однако «кунсткамерность» его трудно согласуется с ожиданиями событийности главной общественной премии.
Наконец, «Война». Их акция, конечно, зарядила атмосферу российской художественной жизни. Эффектно, зрелищно, скандально, дает иллюзию чувства свободы, риска и безнаказанности.
Вместе с тем откровенное неуважение, выказанное участниками «Войны» к премии, для меня во многом разоблачило симулятивную, блогерскую природу их творчества. Беспринципность становится принципом. Пиар любой ценой. Характерно, что знакомы все с этой акцией исключительно по социальным сетям и впечатление от этого так называемого интернет-искусства сродни взгляду на удачные прикольные фотки фейсбучных «френдов». Одномерно, простенько, интеллектуальных усилий и сотворчества не требуется. Но аттрактивно. Любопытно, что также простенько, по-блогерски выступают и защитники, и противники акции. Последние прибегают к совсем уж кондовой аргументации об угрозе русской культуре, позоре минкульту, поощрении аморальности и безнравственности (ну почитайте вы «Гаргантюа», народные книги Средневековья, Ренессанса или плутовские романы барокко — там, где мочеточные реки, фекальные берега).
Жюри из международных кураторов почувствовали себя военнообязанными (иначе в трусости упрекнут, ведь «Война» еще и подследственные). И объявили их победителями.
Как и следовало ожидать, за главным призом акционисты не явились. Пришлось массовиком-затейником выступить члену жюри Андрею Ерофееву, заставившему зал хором скандировать слово из трех букв из названия акции.
Другие премии «Инновации» оказались вполне предсказуемы и респектабельны. За вклад получили чета Кабаковых и издатель архива московского концептуализма Герман Титов. За кураторский проект — Юрий Аввакумов, превративший музейное здание на Петровке, 25 (где расположен ММСИ), в экспериментальную площадку, в которой визуально обнажена многолетняя история дома. Лучшим теоретиком назван Антонио Джеуза, десятилетия потративший на архивацию истории российского видеоарта. Молодым дорогу дали аж троим. Награждены видео про аэропорт Максима Свищова и работы признанных мастеров нового поколения Ани Желудь и Арсения Жиляева.
Пожалуй, самая интересная для меня победа оказалась в номинации «Региональный проект». Это акция новосибирца Артема Лоскутова «Монстрация». Дело в том, что художник во многом является визави членов группы «Война». Тоже любит акционизм, тоже имеет проблемы с органами правопорядка.
Однако в отличие от «Войны» Лоскутов делает свои акции максимально открытыми для публичного участия.
«Монстрации» — демонстрации с абсурдными лозунгами («Берегите пенсне, Киса, сейчас начнется»), проводящиеся в мае. В них с 2004 года участвуют тысячи человек в разных городах России (начало положено в Новосибирске, далее — инициатива подхвачена в Москве, Питере, Омске, Перми, Владивостоке). «Монстрации» тоже род социальной критики, подобие спектакля обэриутов. Только больше доверия гражданской активности, акцент на то, что событие искусства рождается в совместном проведении акции всеми желающими. И сотворчество, импровизация возникают в живом общении, а не в интернет-сети, Честнее и — что немаловажно — с отменным чувством юмора.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.