Напрасно все-таки мой друг и коллега Александр Рыклин издевался над авторами очередного доклада ИНСОРа, посвященного тем шагам в государственном строительстве, которые надлежит сделать следующему президенту России. Еще околокремлевскими мечтателями обзывал. Трех недель не прошло с момента презентации доклада, и начальник Генштаба генерал Макаров заговорил практически цитатами из скромного инсоровского труда. И о том, что в течение двадцати последних лет российская армия двигалась в ложном направлении, игнорируя достижения революции в военном деле. И о том, что устаревшие организационные формы в принципе не позволяют использовать научно-технические достижения. И, главное, о том, что российская армия обречена стать в основном добровольческой.
Призывники, по Макарову, должны составлять не более 10-15 процентов от общей численности Вооруженных сил. Насколько можно понять, призыв решено сохранить только в целях отбора кандидатов в контрактники и формирования скромного мобилизационного резерва.
Все эти идеи сформулированы в том или ином виде в инсоровском труде, к которому, признаюсь, имею прямое отношение. Будь я чуть моложе и нахальнее, самое время было бы кричать на каждом углу: «Это я все придумал, это я все придумал!» Прочитали де Сердюков с Макаровым замечательный инсоровский доклад и поняли, как они ошибались, когда заявляли, что российская армия будет в основном призывной. И вот ныне благодаря Гольцу А.М. им открылась истина.
На самом деле никаких особенных откровений ни глава, которую писали мы вместе с Михаилом Красновым, ни прочие главы (да простят меня другие авторы) не содержат.
Весь доклад про то, что колесо должно быть круглым. Про то, что длящиеся последние десять лет попытки директивным образом перевести страну на использование квадратных колес, мягко говоря, непродуктивны. Глупо претендовать на копирайт очевидности. Уменьшенная в три с лишним раза «модель» советской армии не может быть эффективной. Хотя бы потому, что концепция обороны СССР основывалась на способности провести массовую мобилизацию. По объективным причинам современная Россия так строить оборону не может. С начала Второй чеченской войны это понимал и человек, числящийся ныне нацлидером.
В армии – миллион, а сформировать боеспособную 60-тысячную группировку было невозможно, жаловался он Федеральному собранию в 2007-ом. И, несмотря на это, военные чиновники и политики тупо тратили деньги на то, чтобы повторить советскую армию в уменьшенном масштабе.
А еще в докладе написано, что нормальный парламент должен служить согласованию интересов различных социальных и общественных групп. Что когда он – не место для дискуссий, то любой серьезный кризис, в лучшем случае, обернется повторением египетских событий, а в худшем – ливийских. И это во второй ядерной державе планеты!
Но вся проблема в том, что за десять путинских лет сформировалась партия. Нет, это не обязательно «Единая Россия». Это – партия квадратного колеса. Это эффективные менеджеры, наладившие производство, установку и постоянный ремонт (квадратные же!) так нужных Родине колес. Это умелые снабженцы, готовые создать необходимый запас квадратных колес. Наконец, это мощные идеологи, готовые день и ночь доказывать, что квадратное колесо – это наш, исконно русский, посконный и домотканый, путь развития. Да, эту партию создал Путин, но не она подчиняется ему – он ей. Стоит ему или Медведеву сделать шаг в сторону, и они исчезнут с политической сцены.
Вот почему я не испытываю восторга из-за того, что руководители военного ведомства признали, наконец, очевидное. На своих местах остаются все заслуженные члены партии квадратного колеса. Вице-премьер, бывший министр обороны Сергей Иванов, профукавший миллиарды на сохранение советской модели. Начальник Главного моборгуправления Василий Смирнов, сделавший все возможное, чтобы провалить программу перевода Вооруженных сил на контракт. Президент Академии военных наук Махмут Ахметович Гареев, который всякий раз готов объяснять универсальность опыта Второй мировой войны и доказывать эффективность квадратного колеса. И многие прочие, имя которым – легион. Да, в области военного строительства они временно отступили.
Но пройдет совсем немного времени, и они объяснят необходимость возвращения к мобилизационному призывному квадратному колесу. И военные реформаторы будут вынуждены пойти на попятный.
Увы, эволюционный переход от квадратного колеса к нормальному, извините за выражение, либеральному, то бишь круглому, практически невозможен. В этом единственном пункте я не согласен с некоторыми авторами инсоровского доклада, полагающими, что идеи колеса круглого могут быть полезны нынешней власти. Увы, все они при назначении на должность поклялись в верности квадратному колесу. Назад для них хода нет.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»