Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.03.2011 | Общество / Религия

Равнение на детей!

На школьников возложена важная миссия

Учебный год подходит к концу,

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ на заседании в начале марта решил подвести предварительные итоги апробации курса «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

23 марта некоторые члены совета поделились этими итогами с журналистами на собранной в ИТАР-ТАСС пресс-конференции.

Итоги ожидаемые, уже не раз обсуждавшиеся на разных круглых столах и семинарах. «Дети принимают эти знания», — заявил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Слушания в Общественной палате показали, что общество в целом позитивно приняло этот проект», — добавил первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Альбир Крганов. А председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Зарайский Меркурий с удовлетворением отметил, что вот и в федеральном стандарте для основной школы появилась новая предметная область «Основы духовно-нравственной культуры России».

После высочайшего повеления участвующие в эксперименте регионы (с этого года их уже 21) один за другим рапортуют о проделанной работе:

нормативная база подготовлена, школы учебниками обеспечены, курсы повышения квалификации для учителей организованы, преподаватели-тренеры имеются.

Преподаватели-тренеры — это те, которые должны объяснить учителям младших классов, с чем это вообще едят — все эти основы религиозных культур и светской этики. Учителя в предмете не сильно сведущи, что неудивительно: никто их этой премудрости не учил. Поэтому на сайте, где обсуждается ход эксперимента, одна из главных тем у преподавателей — нехватка методических пособий. Учебники-то по всем шести модулям («Основы светской этики», «Основы мировых религий», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры») написаны, а вот методических пособий, разработок уроков практически нет. Регионы пытаются решить проблему самостоятельно, и местные методисты отважно берут почти любую высоту. Вот как, например, в одной из методичек предлагается «правильно» ответить на вопрос «Почему князь Владимир выбрал именно православие? — «Потому что наша религия самая лучшая». Это к вопросу о «диалоге культур во имя гражданского мира и согласия» — одна из заявленных целей проекта, если кто не помнит...

'"«Книга для учителя», изданная издательством «Просвещение», — пояснила «Ежедневному журналу» профессор Марианна Шахнович, бывшая координатором разработчиков курса ОРКСЭ еще на этапе его подготовки, — имеет подзаголовок «Справочные материалы для общеобразовательных учреждений». Этот справочник, безусловно, расширяет кругозор учителя. Однако имеющиеся там сведения о религии и светской этике, о религиозных объединениях, церковно-государственных отношениях и т.д. могут быть почерпнуты из любых источников, включая Интернет, в то время как целевых материалов для уроков, изложения приемов и методик преподавания курса ОРКСЭ там нет.

Эксперты не раз говорили о необходимости подготовки по курсу ОРКСЭ не только качественных учебников для школьников, но и методических пособий для учителей, а также о важности квалифицированной экспертной оценки всех тех методических материалов, которые пишутся в регионах по этому предмету. Прошел фактически год с начала апробации, а ситуация не менялась.

Потребовалось обсуждение этого вопроса на Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, чтобы были предприняты меры. Очень важно, что по этому вопросу позиция представителей религиозных объединений и светских специалистов была единодушна''.

Действительно, проблему слабого методического обеспечения курса отметили почти все участники пресс-конференции. В ответ на это начальник отдела департамента общего образования Минобрнауки Елена Романова рассказала, что 16 марта Межведомственный координационный совет по апробации курса ОРКСЭ утвердил состав методического объединения, которое будет заниматься доработкой уже имеющихся пособий и разработкой новых. В объединение вошли порядка 20 человек, в том числе авторы учебников.

Но основных учебников, как выясняется, тоже не хватает.

Многие родители жалуются, что совершенно не представляют себе, чему учат детей — учебники выдают в классе по одному на парту, а после урока отбирают

(наверное, не во всех регионах так, но, судя по откликам на сайте ОРКСЭ, это общая беда). Пресс-секретарь Федерации еврейских общин России Андрей Глоцер подчеркнул на встрече, что родители должны иметь возможность ознакомиться с учебником. «Нужно допечатывать тираж и стараться сделать доступ максимально широким», — сказал он.

Но это все трудности преходящие, считают в Межведомственном координационном совете. «Главное, что появилась целостная сбалансированная позиция, — сказал епископ Зарайский Меркурий. — Это огромный прорыв».

Епископ поделился своим планом введения духовно-нравственного воспитания по всем годам обучения в школе.

«На ранних этапах становления ребенка, в младших классах, это могли бы быть общие уроки нравственности, когда детям говорили бы о сострадании, милосердии, любви, заботе, о взаимоотношении с теми, кто рядом. Затем можно было бы говорить о религиозной культуре, к которой принадлежат семьи воспитанников. В старших классах уже можно было бы рассказывать о мировых религиях в познавательном или даже сравнительном контексте». Не совсем план достославного министра образования Филиппова, который просто предлагал обучать школьников по программам семинарии, но близко.

Как-то упорядочивать преподавание разнообразныех духовно-нравственных предметов в школе ни Министерство образования, ни члены Межведомственного координационного совета по апробации курса ОРКСЭ, судя по данным на пресс-конференции разъяснениям, не собираются.

ОРКСЭ своим чередом, «Основы православной культуры» в рамках регионального компонента — своим, учебно-воспитательная программа «Истоки» — своим.

Между тем, родители пишут о том, что ОРКСЭ во многом повторяет курс «Истоки» (напомню, в некоторых регионах его преподают с 1 по 11 класс), а часы под ОРКСЭ пришлось отнимать у других предметов, в частности у многострадального русского языка.

Но кого волнует грамотность, когда Отечество в опасности? На школьников возложена важная миссия: они должны стать связующим звеном между семьей и религиозными организациями. Они не только сами должны проникнуться на духовно-нравственных уроках мыслью о необходимости жить по совести, но и разбудить интерес к вопросам морали (а в идеале и веры) в своих родителях.

«Так мы добьемся нравственной революции, — надеется протоиерей Всеволод Чаплин. — Чистый человек изменит общество к лучшему».

Не все родители готовы принять этот новый кодекс строителя коммунизма, но уже сейчас, на стадии апробации, у них нет права отказаться от уроков ОРКСЭ, если школа "подписалась" на эксперимент: от родителей берут письмо о согласии, а если они затрудняются его дать, то грозно предупреждают, что "тогда ребенок не будет аттестован по этому предмету". Большинство родителей пугаются и пишут. Есть, правда, и такие, кто проявляет твердость — и по их признанию, ничего страшного с детьми не происходит: ну не аттестован и не аттестован, тем более что во многих регионах аттестации по этим предметам вообще нет. Но правильно ли, что Министерство образования никак не продумало этот вопрос?

В неизбежности нравственного очищения общества посредством уроков ОРКСЭ родители почему-то не совсем уверены. Они боятся как раз противоположного: слыша на уроках, что человек, скажем, православной культуры такой-сякой-разэтакий, и видя, что в жизни все происходит не совсем так, ребенок может научиться лицемерить, высказывают они свои опасения на сайте ОРКСЭ.

Представители патриархии эти опасения решительно отметают. «Нравственный человек — это тот, кто может отстоять свои идеалы в безнравственном обществе», — сказал епископ Меркурий. «Нравственное воспитание — это в первую очередь воспитание воли», — убежден о. Всеволод Чаплин.

Поэтому разъяснительная работа в регионах (еще не охваченных экспериментом) будет продолжена. Второй этап апробации завершится в конце этого года, когда должно состояться всероссийское совещание, на котором, по словам Елены Романовой, будут вынесены некие общие решения.

Пока же бюрократия прирастает представителями религиозных организаций. На местах создаются свои межведомственные координационные советы по апробаци курса ОРКСЭ с участием религиозных лидеров, всевозможные комиссии и подкомиссии.

Все это не может не греть душу патриархийного начальства — влияние церкви видимо растет, вот уже и национальная политика во многом отдана ей на откуп: протоиерей Всеволод Чаплин назначен ответственным исполнителем в вопросах разработки форм участия общественных организаций, в том числе религиозных, в профилактике этнополитического экстремизма и предупреждения межнациональных конфликтов (а как же иначе — ведь «наша религия» самая лучшая). Скоро, наверное, и балетом у нас будет заведовать церковь. Хватит уже действительно этим легкомысленным людям танцевать в колготках.

Глядишь, настанут времена, когда патриархия не только в школьниках, но и, например, в сотрудниках Администрации президента решит пробудить интерес к вопросам нравственности. А то они как-то все не тем интересуются. Было бы на кого равняться кроме четвероклассников. А уж насколько государству это дешевле обошлось бы — страшно даже подумать...



Источник: "Ежедневный Журнал", 25.03.11,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»