16.01.2018 | Религия
Итоги года. Религия.Церковь в путах политтехнологии
Потом Наталья Поклонская, не довольная тем, как отнеслись к ее жалобе на фильм «Матильда» в прокуратуре Санкт-Петербурга, направила сразу два новых запроса — Генпрокурору и в Министерство культуры — с требованием не выдавать фильму прокатное удостоверение, а создателей фильма привлечь к уголовной ответственности (за клевету, нарушение тайны переписки, неприкосновенности частной жизни и жилища). У нее на руках к тому моменту якобы уже было «в общей сложности 10 тыс. подписей против выхода картины». «Обращающиеся ко мне люди уверены, — писала Поклонская, — что "Матильда" — сознательное кощунство и издевательство над чувствами верующих, что он направлен на разжигание межнациональной и религиозной розни».
Потом Верховный суд запретил Свидетелей Иеговы, пацифистов и трезвенников, — как экстремистов (не рассылающее угрозы «Христианское государство», заметим).
Второй довольно важный сюжет года — возобновленное еще в 2015-м по просьбе патриарха Кирилла следственное дело о гибели царской семьи, проблема признания так называемых екатеринбургских останков царскими и их захоронение. Расследование пошло по третьему кругу, поскольку среди православных сохраняется недоверие к проведенным без участия церкви в 90-е годы прошлого века и в конце 2000-х экспертизам. Многие считают, что «екатеринбургские останки» — фальшивка. Теперь церковь создала свою экспертную комиссию (состав ее засекречен), которая работает вместе со Следственным комитетом.
Между тем, это выглядит загадочным, даже если учесть существующую в церковных кругах довольно влиятельную фундаменталистскую оппозицию «екатеринбургским останкам» и нежелание патриархии идти на открытый конфликт с этим крылом. Нельзя же вовсе пренебрегать здравым смыслом? Однако если посмотреть на общественно-церковные коллизии этого года в ракурсе грядущих президентских выборов, то возникают некоторые дополнительные соображения.
У церкви своя фига в кармане: царские останки — удобный ресурс для шантажа власти, раз уж Путину так хочется примирить «белых» и «красных».
И уже все так привыкли к Церкви молчащей… Но вот лед тронулся. И спайка церкви с государством дала трещину, да. Если только всех подписантов не повесят в ближайшие дни на Сенатской площади (вот уже самарских священников вызывают "на беседы"), того доверия уже не будет. Власти придется задуматься о новом «милом друге».
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука — фигура легендарная, известная во всем мире — в Греции, например, ему посвящено больше церквей, чем в России (около сорока). Подвижник, отсидевший 11 лет в сталинских тюрьмах и лагерях, но ни разу не согласившийся отказаться от сана. Его проповеди составили 12 томов. И ученый, ухитрявшийся писать свои труды, принимая в иные, самые напряженные периоды, до 100 больных в день.