25.02.2011 | Кино
Погадаем на «Оскар»Кому достанутся золотые статуэтки
Оскаровский тотализатор. В прошлом году многие предсказатели попали пальцем в небо: предрекали успех «Аватару», а выиграл «Повелитель бури». В этот раз загадка, кому достанутся главные награды за лучший фильм года и лучшую режиссуру, также сохранится до самого финала 83-й оскаровской церемонии, которая завершится примерно в 8 утра 28 февраля по московскому времени.
Начиная с прошлого года на самый главный «Оскар» — за лучший фильм — Академия выдвигает не 5, как бывало всегда, а 10 претендентов. Именно эти десять лидируют сейчас по количеству номинаций. У фильма «Король говорит!» их 12, у «Железной хватки» — 10, у «Социальной сети» и «Начала» — по 8, у «Бойца» — 7, у «127 часов» — 6, у «Черного лебедя» и анимационной «Истории игрушек-3» — по 5, у наиболее маргинальных в топ-десятке картин «Детки в порядке» и «Зимняя кость» — по 4.
Общий расклад. Количество номинаций не предопределяет ничего. Хотя, если у фильма от 10 номинаций и больше (рекорд, принадлежащий «Всё о Еве» и «Титанику» — 14), то как минимум три-четыре статуэтки, пусть второстепенных, ему обычно гарантированы. Стоит вспомнить громкий случай 2000-х, когда фильм Питера Джексона «Властелин колец: возвращение короля» взял 11 статуэток из 11 возможных — подобного история «Оскара» не знала. Но памятен и еще более скандальный случай, когда «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе рассчитывали на 10 статуэток, а получили шиш. Такого ужаса в оскаровской истории тоже раньше не случалось.
В этот раз главная интрига в том, что всего две недели назад по всем предварительным показателям триумфатором года должна была стать известная нашей публике «Социальная сеть» Дэвида Финчера, фильм о новом поколении юных миллиардеров-интернетчиков. Он получил почти все награды многочисленных сообществ американских критиков, а затем и первостепенные из «Золотых глобусов».
И вдруг все изменилось. В лидеры резко вырвалась драма «Король говорит!» довольно молодого английского режиссера Тома Хупера. Сообщества американских критиков ее почти не замечали, отмечая лишь работу двух актеров: Колина Ферта и Джеффри Раша. Этот фильм, который выйдет в наш прокат 24 февраля, по количеству номинаций стал фаворитом не только «Оскара», но и второй по значимости академической премии англоязычного мира — британской BAFTA (лауреаты BAFTA стали известны 13 февраля). Самое же существенное: в эти две недели «Король» признан лучшим фильмом года тремя ведущими голливудскими гильдиями — актеров, режиссеров и продюсеров, а их мнение в оскаровской интриге считается определяющим. Но посмотрим. За распределение статуэток голосует гигантское число академиков — 5755. И мало ли кого из них куда поведет. Пройдемся по четырем самым престижным номинациям. Напомним, что во всех случаях, кроме лучшего фильма, их по пять.
Лучшая женская роль. Статуэтку однозначно должна получить Натали Портман за роль молодой балерины в «Черном лебеде», которая теряет контроль над собой из свалившегося на нее непомерного жизненного и творческого груза. Во-первых, роль действительно отчаянная. Во-вторых, Портман уже получила не только «Золотой глобус», но и приз за лучшую женскую роль от родной Гильдии актеров. А эта гильдия играет решающую роль при раздаче «Оскаров», поскольку среди академиков большинство — актеры.
Если прокатят Портман — это будет редкостная несправедливость. Потерять законный «Оскар» она может по двум причинам: честной и нечестной. Честная — это если голоса распределятся в пользу одной из двух других молодых актрис, которые тоже сыграли пристойные роли. Это юная Дженнифер Лоуренс, которая в «Зимней кости» — 17-летняя девушка, спасающая себя и малолетних брата и сестру от нищеты, бездомья и злобных обитателей дикой лесной американской провинции. Или же Мишель Уильямс, прекрасная в трагедии про кризис супружеских отношений «Грустная валентинка» (именно так, а не иначе стоит перевести название фильма Blue Valentine, поскольку оно отсылает к одноименной песне Тома Уэйтса. Голубой Валентин ни при чем.)
Нечестная причина — это если академики предпочтут Портман более проверенных звезд. Едва ли они отдадут статуэтку Николь Кидман за роль безутешной матери в «Кроличьей норе» — у Кидман «Оскар» уже есть, а роль слишком техничная. Но вот Аннет Бенинг, еще одной знаменитой актрисе, сыгравшей вместе с Джулианной Мур в фильме «Детки в порядке» лесбийскую семейную чету, воспитывающую пару взрослых отпрысков, «Оскар» могут дать запросто. Ведь знаменитая Бенинг номинирована в четвертый раз, а все никак.
Лучшая мужская роль. Любопытно, что второй год подряд в борьбе за лучшую мужскую роль сталкиваются лбами Джефф Бриджес, очень характерный и харизматичный в роли одноглазого судебного пристава в вестерне братьев Коэнов «Железная хватка», и Колин Ферт, неоднозначный и нервный в роли британского монарха в фильме «Король говорит!». В прошлом году выиграл Бриджес. Значит, тем более можно ожидать, что путь открыт для Ферта. Он уже получил множество призов за Георга VI. На сей момент он взял все что мог. Остальным номинантам пойти бы да умыться, хотя конкуренция тут выше, чем в споре за лучшую женскую роль.
Был, однако, случай в начале 2003-го, когда все подряд так же брал Дэниел Дей-Льюис за работу идеолога-отморозка в «Бандах Нью-Йорка». Когда на оскаровской церемонии на сцену для вручения награды пригласили не его, а скромного Эдриена Броуди за роль в «Пианисте» Романа Поланского, были потрясены оба. Так что с Колином Фертом тоже все пока не железно. Если он нечаянно проиграет, статуэтка может достаться кому угодно. Хоть Джеймсу Франко за роль не сдавшегося туриста-альпиниста в «127 часах» Денни Бойла. Хоть Джесси Айзенбергу за роль интернетчика-полуаутиста, который тем не менее способен стать жестким миллиардером в «Социальной сети». Хоть уже имеющему «Оскар» за «Старикам тут не место» Хавьеру Бардему, изобразившему умирающего преступного дельца в фильме «Бьютифул» голливудского мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту, не способного защитить после смерти своих детей.
Лучшая режиссура. Пятерка номинантов — «Король говорит!», «Социальная сеть», «Черный лебедь», «Железная хватка», а также «Боец» Дэвида О. Рассела. По правилам, победить должен «Король», поскольку признан лучшей режиссерской работой гильдией сотоварищей, а начиная с 1949-го (времени присуждения приза) было всего шесть случаев, когда мнение Гильдии режиссеров расходилось с мнением оскаровской академии. Странность в этом списке, на наш субъективный взгляд, — фильм «Боец» про малоудачливого боксера (его изображает Марк Уоллберг), которого эксплуатируют и подавляют многочисленная семья и старший брат, некогда полузнаменитый боксер. Этого старшего играет Кристиан Бейл, звезда новых «Терминатора» и «Бэтменов», который ради роли рискованно похудел (он уже худел, и даже более отважно, ради фильма 2004-го «Машинист»). Но фильм в целом, хотя и прикидывается не голливудским, а артистическим, слишком стандартен: в финале все лобызаются, рыдают и становятся непобедимыми чемпионами.
Лучший фильм. Награду Гильдии продюсеров за лучшую картину 2010-го получил «Король говорит!». За последние пятнадцать лет мнение Гильдии продюсеров и голливудских академиков совпадало в десяти случаях. Но ведь были еще пять. И это значит, что есть шанс, что получит «Социальная сеть». И возможно, «Черный лебедь», который тонкой фигурой Портман способен пронырнуть между двумя оскаровскими тяжеловесами этого года.
Перестанем гадать по поводу того, кто завоюет главный приз. Лучше отметим оскаровское новаторство. На второй год эксперимента, когда на звание лучшего номинируют не пять, а десять фильмов, понимаешь цель замысла. Да, те пять фильмов из десяти, которые заодно не выдвинуты за лучшую режиссуру, — это статисты. Они не могут получить «Оскар» за лучший фильм. Но увеличение списка позволило «Оскару» расширить прежде незыблемые академические границы тем и стилей. В частности, один из десяти номинантов на звание лучшего фильма «Зимняя кость» — это нечто неведомо мрачное по меркам прежнего «Оскара»: фильм про ужас провинции. Конечно, было бы чудно, если бы в десятке номинантов на лучший фильм года «Деток» и «Бойца» заменили «Грустная валентинка» и, например, «Город воров». Но мы не оскаровские академики. «Оскар» стремится к изменениям — это хорошо.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.