Ситуацию, когда истории про наших разведчиков становятся сюжетами не шпионских романов, а анекдотов, более терпеть невозможно. Ну не может президент награждать орденами недотеп. Не может премьер петь патриотические песни в компании бездельников. Так, похоже, решили главные российские начальники. По крайней мере, благодаря утечкам из Кремля в газете «Коммерсант» появилась принципиально иная версия провала российской разведывательной сети в США, чем та, что была предложена американскими контрразведчиками.
Оказывается, причиной провала стала не поразительная бездарность агентов, которые вызывали российских дипломатов, чтобы те устраняли неполадки с компьютерами. Всему виной предатель – некий полковник Щербаков, который был ни много ни мало начальником американского отдела управления нелегальной разведки СВР.
Надо сказать, что и в этом случае журналисты «Коммерсанта» рисуют картину поразительного бардака, который царит в СВР. Дочь самого, может быть, важного секретоносителя в разведке, оказывается, преспокойно живет в США. Более того, никого не насторожило то, что этот офицер отказывается от повышения. Никто не заподозрил, что он просто боится проходить проверку на детекторе лжи. Но даже эта неприглядная картина, очевидно, лучше, чем объяснение провала вопиющим непрофессионализмом российских разведчиков. В конце концов, от предательства нельзя застраховаться. Вспомним хоть работавшего на СВР Олдрича Эймса, который возглавлял советский отдел контрразведки ЦРУ.
Одна разница, Эймс – в тюрьме, а Щербаков ушел. Но справедливость восторжествует – предателя Щербакова ждет заслуженная кара. «Коммерсант» цитирует высокопоставленного сотрудника президентской Администрации, заявившего, что за беглым полковником «Меркадера уже послали», напоминая об убийце Троцкого. При этом кремлевец не уточнил, как эти угрозы согласуются с неоднократными заявлениями руководства СВР о том, что оно давно и навсегда отказалось от практики убийств.
Создается впечатление, что было решено перебить комический эффект всей этой шпиониады зловещей историей о предателе и посланных к нему убийцах. При этом реальное положение дел, при котором перебежчики, сдавшие десятки коллег, вполне замечательно живут на Западе, никого не смущает. В самом деле, уж лучше убийцы, только бы не клоуны.
Ведь главная цель утечек заключается в том, чтобы прекратить насмешки над российскими разведчиками. Из предъявленного им обвинения следовало: коварные русские шпионы за долгие годы работы так и не смогли завладеть хоть самыми плохонькими американскими секретами. Получается, все наши шпионы в Америке (трудно предположить, что Щербаков при его должности сдал не всех) не делали ровным счетом ничего.
Но нет, оказывается, подлый полковник Щербаков выдал нашего супер-супер-суперагента, 65-летнего Михаила Васенкова, также известного как Хуан Лазаро. Засланный за рубеж еще в 60-е годы, Васенков успешно работал в Латинской Америке, потом перебрался в США. Там, по словам источников «Коммерсанта», он преуспел настолько, что мог добыть расписание зарубежных визитов американского президента на несколько лет вперед. Только ума не приложу, зачем нужно это расписание, если, конечно, не планировать теракт. Впрочем, успехи Васенкова настолько впечатлили Москву, что в советские времена он получил звание Героя, а в российские стал генералом.
Васенков, по версии источников, работал настолько хорошо, что ФБР не могло предоставить никаких доказательств его преступной деятельности. И тут в его камере появился негодяй Щербаков, который предъявил личное дело, выкраденное из Центра. Но и тогда настоящий разведчик не сломался. Не добились от него ничего и с помощью пыток: у пожилого человека были сломаны нога и ребра. Признаться, все это похоже на сценарий шпионского сериала. Ну какой смысл тащить подлинники похищенных документов за границу, когда их можно было как минимум переснять и переправить более безопасным способом. Получается, ценнейший агент рисковал только для того, чтобы устроить мелодраматическую сцену в камере. Еще более сомнительна история с пытками. Производя аресты, американцы наверняка уже планировали обмен. Зачем же подставляться?
Есть у всей этой сомнительной истории еще одна более-менее очевидная причина. В «лихие 90-е» КГБ был раздроблен на несколько ведомств. Когда бывший директор ФСБ стал президентом, спецслужбе удалось забрать себе почти все наследство КГБ – это и ФАПСИ, и погранвойска. Осталась только Служба внешней разведки. Не воспользуется ли кто-то нынешним скандалом, чтобы загнать СВР в ФСБ? В статье «Коммерсанта» указывается, что сторонником этого является бывший директор ФСБ, ныне секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев. Уж не из аппарата Совбеза ли утекла большая часть материалов, которые использованы «Коммерсантом»?
Среди множества вопросов, которые возникают после чтения статьи, никто пока не задал самых очевидных: а стоит ли овчинка выделки? Нужна ли России нелегальная разведка, за провалы которой приходится расплачиваться всемирным позором? Особенно нелегальная разведка в США?
Оставим авторам детективов истории, в которых наши разведчики оказываются советниками «ихних» президентов. Нелегал имеет столько же шансов пролезть наверх, сколько любой другой человек – необходимо редкое сочетание способностей и везения. Стало быть, рассчитывать на это всерьез трудно. Доказательством может, кстати, служить неспособность арестованных в США нелегалов добыть секреты.
В 50-60-е нелегалы были нужны для того, чтобы в начале «горячей» войны, когда перестанет работать посольство, а с ним и «легальная» резидентура, в стане противника оставались люди, которые поставляли бы информацию в Центр. На них можно было бы «переключить» ранее завербованных агентов, работавших с «легальными» разведчиками. Однако когда всем стало ясно, что война с США будет ядерной и обернется мгновенным взаимным уничтожением, необходимость в «нелегалах» отпала. Замечу, что те же американцы отказались от нелегальной разведки еще в 50-е годы.
А Россия – нет. Удивительно, но разведка – занятие сугубо рациональное и даже приземленное – в головах российских начальников стала ценностью сама по себе. Надо ведь, смахивая скупую слезу, хоть с кем-то спеть о том, «с чего начинается Родина» – Ганди-то помер. Немалые деньги тратились на содержание разведывательной сети в США, которая вообще ничего не сообщала. Но агентурная сеть в Америке – это такой же необходимый атрибут великой державы, как ядерный арсенал. Но в таком случае следует принять как данность унижение, неизбежное при очередном провале этой сети.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»