Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.09.2010 | Кино

Новые плохие русские

Голливуд изменил взгляд на врагов Америки

Новые плохие русские. Они снова, как когда-то в 1990-е, появились в голливудских суперхитах, таких как «Железный человек-2» и новейший «Солт». Экранный заокеанский образ наших сограждан не радует сейчас точно так же, как и два десятилетия назад

Хорошие русские в голливудском кино попадаются редко. Вспоминаются только герои-подводники из фильма Кэтрин Бигелоу «К-19». Да еще комический русский космонавт из героического триллера «Армагеддон», который разгуливает по станции «Мир» в шапке-ушанке и устраняет все компьютерные неисправности фирменным русским способом: ударом кувалды. Но при этом выручает всех и спасает мир. Все прочие наши соотечественники в голливудском кино 1990-х выглядели жадной мафиозной либо гэбэшной сволочью. Да, иногда владеющей современными технологиями, иногда достигшей высшей власти, но все равно сволочью. Причем мелкой.

В типичном фильме 1994-го, дурацком боевике «Честная игра» с тогдашней звездой подиума Синди Кроуфорд в главной роли звучит типичная голливудская фраза тех лет: «Я вообще не понимаю разницы: русские, кубинцы… Все — одна грязная шушера».

Эти выдуманные экранные персонажи вроде не должны были задевать. Но за державу становилось обидно.

Голливудская правда. Часть I

Главная гадость со стороны Голливуда 1990‑х заключалась в том, что он делал вид (даже в фильмах жанра «завиральный боевик»), будто отражает подлинную российскую реальность. Голливуд вольно или невольно творил из новой, пытающейся возродиться России киноимперию Зла. «Золотой глаз» середины 1990-х, первый фильм бондианы с Пирсом Броснаном, переполняли вполне себе серьезные, не свойственные прежним фильмам про агента 007 рассуждения о том, что советская империя, распавшись, стала еще более непредсказуемой и опасной. Сюжет был в том, что русские генералы-мафиози, владеющие кодами секретного космического оружия, стремятся спалить Лондон, чтобы парализовать мировую банковскую систему и наворовать миллиарды долларов. В «Сломанной стреле» Джона Ву говорилось о том, что в экс-советских республиках можно добыть ядерную боеголовку за два БМВ. В комедийном на первый взгляд «Чистильщике» со Шварценеггером русский олигарх и наркобарон Сергей Иванович Петровский оказывался крупнейшим мировым террористом (взрывчатку грузили на теплоход с русской надписью «Победа. Новороссийск»).

В «Святом» русский националист, одновременно мафиозо № 1, дестабилизировал обстановку в России, чтобы захватить власть. Москва в этом фильме — город нищеты и мрака. Качество клюквы невообразимое: например, чтобы спровоцировать энергетический кризис, наш националист собирал в единый резервуар нефть со всей России и прятал под одной из сталинских высоток. Это не дешевая поделка, это суперголливудский архитовар с Вэлом Килмером и Элизабет Шу. В «Президентском самолете» (Air Force One) c Харрисоном Фордом группа русских фашистов-коммунистов захватывала борт № 1 президента США, чтобы, убивая в висок женщин, добиться освобождения кровавого — русского! — диктатора Казахстана и начать националистическое восстание в России и новую мировую войну. В «Миротворце», спродюсированном Стивеном Спилбергом, русский вор-генерал похищал десять ядерных боеголовок. А для сокрытия кражи устраивал ядерный взрыв посреди России. Дабы информированные зрители не усомнились в том, что все демонстрируемое правда, в фильме упоминались Басаев, Яндарбиев, война Армении с Азербайджаном, etc. В финале с помощью похищенной боеголовки боснийские сербы пытались взорвать Нью-Йорк, который в последнюю секунду спасали персонажи Николь Кидман и Джорджа Клуни. Казалось бы, все эти сюжеты тянут только на пародию. Но нет: все они стали основой для суперхитов, собравших сотни миллионов долларов.

Подумаешь… Не подумаешь!

Голливуд взялся в 1990-е за русских только потому, что ему, в условиях тогдашней политкорректности, уничтоженной событиями 11 сентября 2001 года, понадобились хоть какие-то плохие белые парни. У нас разрасталась мафия — и он выбрал нас. Россия, в отличие от других стран, не возмущалась. Японцы провели акции протеста в Америке против демонстрации громкого в те годы, показавшегося им оскорбительным триллера «Восходящее солнце» по роману Майкла Крайтона. Наших эмигрантов это не волновало, а политиков, занятых внутренней борьбой за власть и экономические выгоды (Ельцин против Зюганова, Гусинский против Березовского, олигархи за Ельцина против Зюганова и т.д.), тем более. Автор этих строк оказался чуть ли не единственным кинокритиком в России, который писал о голливудской русофобии, особенно обидной тем, что мы строили истинно демократическое государство (то есть наивно верили, будто строим), надеялись наконец-то зажить по-человечески, а нам на голливудских экранах исподтишка ставили подножку, били локтем в живот. Шутки шутками, но кто знает: если бы не тогдашний Голливуд, исказивший из своих утилитарных кассовых целей образ России 1990-х, может, Россия не осталась бы в 2000-е наедине с собой и своими новыми социальными и политическими проблемами?

Голливудская правда. Часть II

Потом Голливуд словно бы застыдился трогать Россию.

Случались в начале 2000-х забавные фильмы типа «Именинницы» с Николь Кидман в роли русской проститутки и французскими звездами Венсаном Касселем и Матье Кассовицем в ролях опекавших ее русских братков. Но они были редки.

А теперь, спустя десять лет, опять вдруг поперло. Но пошли совсем иные плохие русские.

Нищих тупых русских генералов, которые одновременно продажные террористы, на голливудских экранах больше нет. Есть сильный мощный русский враг. Жестокий, но привлекательный.

Есть завораживающая стилем своего поведения и даже своими татуировками русская мафия в Лондоне в фильме классика триллера, исследователя психологических мутаций Дэвида Кроненберга Eastern Promises. Настораживающее и многозначное для западного зрителя название «Восточные перспективы» наши прокатчики поменяли на «Порок на экспорт». А речь не о пороке. Речь о сильных духом, занимающих свои позиции на Западе людях, которых там прежде не видели.

Есть последняя, четвертая серия «Индианы Джонса», похожая на продолжение бондианы. Заматеревший Индиана с лицом 65-летнего Харрисона Форда сражается в ней не с немецко-фашистскими захватчиками, как прежде, а с миссионерами КГБ, которые тоже увлеклись поиском исторических сокровищ и мистических артефактов. Не важно, что дело происходит в далеком 1957‑м — важно, что русские — мощные, упертые. Даже женщины (имеется в виду персонаж Кейт Бланшетт).

И есть (перечень не полный, мы не упомянули, например, «Хитмена», последнюю часть бондианы и другие недавние хиты) два мощных фильма 2010-го. В «Железном человеке-2» главным злодеем мира является ученый с помятой, но привлекательной внешностью Микки Рурка.

Отчего он такой талантливый? Потому что русский — иных объяснений современной мировой аудитории не требуется. Отчего он такой злодей? Да по той же причине: русский. Других аргументов не требуется тоже.

В «Солте» речь и вовсе о тайной масонской ложе экс-гэбистов, еще в 1970-е просчитавших потенциальное поражение от Америки в холодной войне и предусмотревших месть.

И вот тут самая интересная штука. Нынешний русский злодей на голливудском экране: а) очень сильный, каким не был прежний; б) вызывающий симпатию, даже если он Враг Иезуитович, в том числе потому, что свои причины для мести имеет; в) еще и друг — в том смысле, что наряду с плохими русскими, жаждущими погубить мир, стали появляться и хорошие, желающие его спасти; г) самое главное — он нереальный. Eastern Promises великого Кроненберга — редкое исключение.

В 1990-е Голливуд прикрывался тем, будто демонстрирует правду о России, хотя врал напропалую. Теперь, демонстрируя новых сверхсильных русских противников, он просто врет.

Вывод: теперешнюю Россию стали реально бояться.

Боялись бы не сильно — затрагивали бы нынешние российские реалии, как упоминали Чечню в фильмах 1990-х. Теперь же плохие русские — нафантазированные. Подлинные политические и экономические реалии и баталии России Голливуд затрагивать не решается. Он подменяет реальные опасности, исходящие из России, вымышленными — заговором гэбистов 1970-х в фильме «Солт» и т. п. Увы, голливудская ложь 1990-х по отношению к России ничуть не лучше нынешней голливудской трусости по отношению к ней. Голливуд вообще не исходит из таких категорий, как трусость или ложь. Он живет коммерческими интересами. А вот нам стоит задуматься, почему нас видят так или иначе. Нам жить и нам выбираться из всего этого.



Источник: The New Times, №25, 16.08.2010,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.