Германия, Россия, Великобритания, 2010 г.
16.04.2010 | Кино
Любовь к РоссииРоссийский костюмно-гомерический триллер. Опять про метеорологов!
К угрюмой трехэтажной метеостанции, затерянной в неназванных горах, подкатывает снегоход представительского класса, а на нем сидит супружеская пара спелеологов-любителей со стажем. Переночевав в облезлых комнатах, любезно предоставленных тремя хозяевами (Сергей Гармаш, Петр Логачев, Владимир Гусев), туристы отправляются в пещеру, откуда, довольно нескоро, возвращается только женщина (одетая в нарядный красный пуховик Марина Александрова). А в параллельной реальности на ту же метеостанцию — только уже совершенно пустую — выпрыгивает из вертолетов отряд оперов. Двое — отважный следователь Андрей (Алексей Гуськов) и его восторженный подопечный Слава (Антон Шагин, Мэлс из «Стиляг») — остаются на станции пить водку и расследовать необъяснимое исчезновение метеорологов.
Внимание, сюрприз: версия следствия будет кардинально отличаться от режиссерской, и два параллельных сюжета так никогда и не сойдутся.
Появление на свет этого кино, упрямо противоречащего всем законам логики, драматургии и физиологии (страстная героиня Александровой занимается сексом, невзирая на болючие переломы), можно объяснить только любовью режиссера ирландца О’Райли к России. О’Райли любит ее безгранично и безусловно, черненькой и прокопченой, а замечательная работа художников — это, фактически, романс. Метеорологи живут со вкусом и одеваются правильно — в тельники и ватники, удачно дополненные скинни-джинсами и худиз. А минималистический камин, рядом с которым расположились облезлые и неудобные кресла родом из 1960-х? А кухня с солидной дровяной плитой, на которой 24 часа в сутки бурлит двухведерная кастрюля с едой? А коллекция советского фарфора, а композиции из сухих цветов, выхваченные из сумрака декадентской камерой Александра Симонова («Морфий», «Груз 200»)? Такому интерьеру позавидовали бы и в лондонском Шордиче!
Россия, впрочем, не то чтобы отвечает взаимностью — кажется, что актеры просто издеваются над зарубежным режиссером, пользуясь его несовершенным знанием русского.
Реплики, которые они небрежно бросают в камеру, исполнены смертельной, на грани сарказма, иронии (особенно язвительны Гармаш и юный Шагин). Всем смешно, но смеяться нельзя. Остается только принимать эту реальность как она есть, отчего триллер превращается в подобие школьной постановки, прелести которой, конечно же, далеки от саспенса и ужаса. Решение снова поставить Алексея Гуськова на роль сыщика (несовместимость актера с жанром триллера блестяще продемонстрировал «Тот, кто гасит свет») кажется даже эстетской выходкой: его уютная внешность советского участкового прекрасно вписывается в загородный интерьер.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.