05.04.2010 | Музыка
Ударник «неистового ремесла»В Петербурге отметили день рождения Пьера Булеза
Одному из последних еще живых классиков музыки ХХ века 26 марта стукнуло 85 лет. В Петербурге, в Малом зале Филармонии, в честь композитора исполнили Первую фортепианную сонату и цикл «Молоток без мастера».
Едва ли не самое известное сочинение композитора играется в России не первый раз, но впервые -- российскими музыкантами.
Фортепианные сонаты были для Булеза своего рода экспериментальным полигоном. Наиболее известна из них Третья, знаменующая отказ композитора от суровой дисциплины сериализма в пользу «контролируемой случайности», метода, названного им алеаторикой. Первая же, напротив, сообразно своему названию представляет собой первый опыт Булеза в двенадцатитоновой технике. Несмотря на жестко организованную структуру, в ней еще ясно слышны отголоски романтической страстности и импрессионистической чувственности -- видимо, поэтому исследователи называют ее «лирической». Неоднородная фактура, спонтанно и часто меняющийся характер музыки требуют от пианиста безупречной техники и жесткого внутреннего стержня, чтобы удержать форму от развала. С чем Николай Мажара, возможно, даже несколько перестарался -- выиграв в цельности, исполнение слегка проиграло в яркости.
После пуантилистического хаоса сонаты холодная и отстраненная музыкальная ткань «Молотка без мастера», несмотря на перегруженность событиями, казалась практически медитативной. Развернутое в бескрайний ландшафт полотно, сплетенное из затейливых, математически просчитанных ритмов и протяжных высоких нот, служит идеальной оправой для загадочных и темных по смыслу стихов Рене Шара, и лишь в последних частях разрывается резкими щелчками ударных. Как всегда интеллигентно сдержанное звучание петербургского eNsemble под управлением Федора Леднева в этот раз показалось даже немножко робким, что только усилило ощущение эфемерности и прозрачности этой музыки. Единственным слабым местом исполнения стала вокальная партия. Обладательница приятного, богатого тембра Наталья Боева спела не то чтобы плохо, но несколько неуверенно и где-то даже нервно, что неприятно контрастировало с исполненной спокойного достоинства игрой музыкантов. Впрочем, вероятнее всего, молодая певица просто переволновалась.
Классика музыкального авангарда с большим опозданием, но все-таки приходит в Россию. Лакуны, оставленные в нашей культуре семидесятилетней изоляцией и последующей инертностью филармонических институций, медленно, но верно начинают заполняться.
Важной вехой на этом пути стала постановка в Большом театре «Воццека» Берга -- одного из краеугольных камней музыки ХХ века. Культурная значимость «Молотка без мастера» вряд ли намного меньше: продолжателям и подражателям Булеза несть числа. А многие из интонационных и тембровых решений, впервые использованных им в этом сочинении, настолько прочно вросли в музыкальное сознание эпохи, что за прошедшие с момента написания полвека успели затереться до уровня идиом. Поэтому исполнение его петербургским ансамблем и тот теплый, хотя и немножко настороженный прием, который оно получило у филармонической публики, дает повод для оптимизма. Праздновать победу, конечно, еще рано -- до того как современная музыка станет полноправной частью репертуара российских концертных залов, еще далеко. Но лед в этом направлении определенно тронулся.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.