Окончание.
Но мне-то, сказать по правде, более всего было интересно другое начинание - молодежный конкурс социокультурных проектов "Норильский дворик", на который принимались заявки от возрастной группы до 18 лет по "украшению придомовой территории от декорирования фасадов зданий до создания скульптурных композиций" (цитирую положение о конкурсе).
Мастер-классы с потенциальными участниками соревнования проводили знающие толк в арт-архитектуре москвичи Михаил Лабазов и Николай Полисский.
Фонд Прохорова, как известно, из Норильска ушел. И теперь его начинания будут реализовываться в Красноярске, где есть замечательная площадка: "Культурно-исторический музейный центр" на Стрелке, бывший филиал Центрального музея В.И.Ленина, чуть ли не самый последний открытый перед перестройкой комплекс, посвященный вождю мирового пролетариата. В его странных гигантских ландшафтах, подавляющих человека размахом и официозной помпезностью там, где сохранились рудименты постоянной экспозиции вроде революционных мозаик или изданий Ильича на всех языках, с 1995 года проходит Красноярская музейная биеннале. Сначала смотр инновационных проектов музейщиков со всей страны, которые показывали свои экспериментальные экзерсисы, не надеясь реализовать их по месту работы (что было тоже хорошо - этот музейный форум даже получил в 1998-м приз Совета Европы), а теперь фестиваль актуального искусства, на который приглашаются художники не только российские, но и иностранные. Этой осенью биеннале прошла в восьмой раз, так что московская тезка - это просто ее внучка. Заглавной темой стала всеохватная "Даль" (сравните с прежними, более прикладными - "Прошлое и будущее в музее", "Открытый музей" или "Чертеж Сибири"), и зрителя встречали на фасаде КИЦа огромные выпуклые зеркала, которыми на азбуке Брайля было выложено слово "Даль", работа знаменитого "бумажного архитектора" Юрия Аввакумова, знаменующая окончательное переформатирование форума в арт-биеннале. К добру ли эта трансформация - покажет будущее.
Красноярская биеннале, которой в этом году исполнилось четырнадцать лет, выходит по всем параметрам за рамки обозреваемого десятилетия, но, во-первых, все равно заслуживает упоминания, а, во-вторых, ее переориентация этого года заставляет задуматься об очень важном. Вот появился Михаил Прохоров - и задан другой формат фестивалю-ветерану. А когда-то благодаря Сергею Кириенко возникли две описанные выше важнейшие арт-инициативы. При поддержке Владимира Потанина реформируются провинциальные музеи. Сейчас - опять же выхожу за временные рамки и забегаю вперед - благодаря сенатору Сергею Гордееву меняется на глазах Пермь, о чем чуть ниже.
Как тут не призадуматься о роли личности в нашей арт-истории, причем личности, обладающей политической или финансовой властью!
Собственно говоря, все описанные выше инновационные проекты своей реализацией обязаны конкретным людям с деньгами и связями, которые согласились поддержать принципиально новые идеи, увидели в них и эстетический, и социальный потенциал. Причем политическое измерение в нашем случае не равняется государственному - Гордеев или Кириенко оказываются скорее меценатами, чем чиновниками.
Причем к "чужакам" отношение однозначное: лозунг "Гельман - вон из Перми!" на заборе местного музея стал тому показателем. Там, на Урале, есть Алексей Иванов с "Сердцем Пармы", и оно, сердце, противится вторжению инородцев. Однако в прочих регионах нет таких харизматичных энтузиастов на местах. Нет, есть опять исключения.
Чуть-чуть младше красноярской Ширяевская биеннале современного искусства "Между Европой и Азией", проходящая с 1999 года в селе Ширяеве под Самарой - самое экстравагантное долгоиграющее начинание в области contemporary art, слепленное буквально на коленке энтузиастами из Самары, Штутгарта и Москвы. Скорее, проект не кураторов, а художников, пожелавших на месяц объединиться в анархическое содружество единомышленников.
Роман и Неля Коржовы приглашают коллег из разных стран поработать и пожить в деревенских домах на берегу Волги - там, где когда-то Репин рисовал эскизы к "Бурлакам".
Все произведенное зритель рассматривает один день, бродя несколько часов под палящим солнцем. Но не для него это, собственно, и предназначалось - Ширяево воскресило жанр пленэра на "актуальном" материале. Здесь природа творчества - не храм, а мастерская, когда общение важнее конечного продукта. В итоге все равно получаются вещи достойные, хоть чаще всего не живущие вне контекста. При этом в биеннале с московской стороны участвовали, например, такие звезды, как Франциско Инфантэ, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Юрий Альберт, из молодых - Диана Мачулина, Хаим Сокол, Андрей Кузькин и другие. Но большинство из них приезжали на Волгу по собственной инициативе, некоторые - за собственные деньги и на производство артефактов тратились из собственного кармана. Теперь Ширяевской биеннале стал покровительствовать Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, но потребовал тут же прекратить "междусобойчик" и нарастить официозный жирок. Ну и напоследок еще об одном независимом фестивале, выросшем из проекта социального. Некогда московский митек Николай Полисский пристрастил к созданию масштабных инсталляций из природных материалов жителей калужской деревни Никола-Ленивец и ее окрестностей. Теперь товарищество "Никола-Ленивецкие промыслы" стало классикой современного российского искусства, а в самой деревне с 2006 года проходит фестиваль "Архстояние" - молодые кураторы Юлия Бычкова и Антон Кочуркин поддержали дело "дяди Коли", только теперь пространства Национального парка "Угра" осваивают именитые архитекторы и актуальные художники, создавая там ландшафтные объекты.
В Никола-Ленивец тянутся ныне не только из Калуги и Москвы, но и из других российских городов. Только бы не превратилось уникальное начинание в заурядное коммерческое шоу!
Да и сам Полисский заматерел, строя со своими ребятами колонны, лабиринты и коллайдеры то в Люксембурге, то в Венеции, то в Перми. Именно его деревянные имперские орлы на столбах встречали в прошлом сентябре прямо на улице гостей на открытии групповой выставки "Русское бедное" в здании бывшего Речного вокзала в Перми. Этой выставкой открывался в городе Музей современного искусства, основанный при поддержке поминавшегося сенатора Сергея Гордеева все тем же Маратом Гельманом - последний на сегодня крупный региональный проект в области современного искусства, достойный упоминания.
Да, круг замкнулся. Начали с Гельмана - им и закончили. Значит, все-таки узок пока еще круг тех, кто готов поднимать целину? Или просто ветераны за десять лет так подсели на это дело, что не могут остановиться? Бог им в помощь!
Проект "Культурный прорыв: опыт десятилетия" осуществляется при поддержке Фонда Форда
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»