11.11.2009 | Анимация
Ван Дейк сегодняНа Большом фестивале мультфильмов прошла встреча со знаменитым голландским художником и режиссером Герритом Ван Дейком
В фокусе Большого фестиваля мультфильмов в этом году была Голландия. В рамках программы "Страна" прошла ретроспектива Пауля Дриссера, показаны две подборки классической голландской анимации с 1970-го до наших дней и фильмы студентов киношколы Сен Жюст. Кроме того, специально приехавший в Москву режиссер и художник Геррит ван Дейк провел три встречи и мастер-класса.
Геррит ван Дейк родился в 1946 году, а в мультипликацию пришел в начале 1970-х, когда о существовании голландской анимации говорить было крайне сложно – отдельные фильмы, отдельные маленькие студии, занимавшиеся рекламой, не создавали постоянного культурного процесса. В результате имя Геррита ван Дейка стало одним из первых голландских имен, прозвучавших в анимационном мире.
Ван Дейк снял около 20 самых разных по стилю короткометражек, но центральными для его творчества стали рисованные фильмы, представляющие собой череду метаморфоз, посмодернистский ряд которых поражает одновременно и сюжетной изобретательностью, и формальным изяществом исполнения, и странным неожиданным юмором.
Работы эти известны всем анимафилам – это «Я двигаюсь - значит, существую», «Танец на двоих» и др. Филигранная работа с рисунком и мультипликатом, сюрреалистическая образность и неповторимый юмор принесли ван Дейку немало призов и признание по всему миру. Однако успех не остудил страсти ван Дейка к экспериментам: от фильма к фильму он меняет изобразительные принципы так же, как и манеру нарратива. И это помогает Герриту ван Дейку, несмотря на его зрелый личный и художественный возраст, оставаться актуальным и авангардным художником.
Одна из поздних работ мастера – «Последнее слово Голландца Шульца» – предвосхитила сегодняшнее повальное увлечение документальной анимацией. В основу фильма лег записанный на пленку предсмертный текст мафиози, известного под именем Голландец Шульц.
Встреча с режиссером в культурном центре "Актовый зал"ван Дейк и переводчица
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.