США, 2009 г.
09.11.2009 | Кино
Дивный новый мирТуповатое кино об очень умных парнях — жанр, располагающий к самоиронии и завиральности
В квартиру к тихому инженеру Шелтону (Джерард Батлер), мирно паяющему какой-то микрочип, вламываются два типа, сошедших со страниц «Хладнокровного убийства».
Произнеся сакраментальное «от судьбы не уйдешь», старший из налетчиков аккуратно вонзает нож в Шелтона, в его жену и дочку. Но инженер остается в живых. В результате сделки между обвинением и адвокатом в камеру смертников отправляется сообщник, а самый гадский гад выходит года через три. «Так работает система», — утешает Шелтона оптимистичный окружной прокурор Райс (Джейми Фокс). Инженер сжимает кулаки.
Через десять лет терпеливый вдовец изящно (с помощью крысиного яда и джентльменского набора пил и ножей) расправляется с обоими убийцами. Шелтона быстро вычисляют и изолируют, но, даже сидя в одиночке, он умудряется расстреливать сотрудников прокуратуры. «Я обрушу на тебя этот прогнивший храм. Все будет как в Библии. Вы научитесь получать по делам своим», — уверяет он Райса на допросе. Прокурор отсылает семью в деревню. В город вводят войска.
Похожий на десять других фильмов сразу (первыми на ум приходят фильмы 80-х о яппи в опасности и «Пила» — там антигерой тоже был философом-экзистенциалистом), «Законопослушный гражданин» относится к тому разряду фильмов, которые стыдно любить, но приятно смотреть.
Туповатое кино об очень умных парнях — жанр, располагающий к самоиронии и завиральности (понятно, что к реальному американскому судопроизводству все это относится так же, как михалковские «12» — к российскому), и «Гражданин» не скупится на пиротехнические трюки, мужественные гримасы и кровопускания ради чистого искусства (самое остроумное — убийство Шелтоном сокамерника при помощи стейка ти-бон, хотя боевой робот, пробирающийся между могильными плитами — тоже ничего). Приклеенную для приличия мораль тут сразу задвигают под стол, протагонисту, Райсу, отводят место вполне второстепенного персонажа (ему не досталось ни одного афоризма!), а антигероя-мстителя без лишнего шума возводят на пьедестал. Все объясняет имя сценариста — Курт Уиммер, известный (печально) автор «Эквилибриума» и «Ультрафиолета». Его особая специализация — неоновые картины фашистского будущего. Очевидно, что строгий к себе и окружающим апологет «прямого действия» Шелтон — не просто разбойник, а пророк этого дивного нового мира.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.